Виды педагогического исследования

Научные исследования могут иметь разные цели. В соответствии с этим выделяют педагогические исследования – фундаментальные (научные) и прикладные (практические).

Знания о фундаментальных и прикладных исследования, по мнению В.В. Краевского, Е.В. Бережновой, необходимы для: а) для повышения уровня методологической культуры педагогов-исследователей; б) для дальнейшего более интенсивного развития фундаментальных и прикладных исследований в педагогике.

Цель фундаментальной науки – знание о мире как он есть сам по себе, т.е. объективная картина мира. Конечная цель науки прикладной – получение инструкций, рекомендаций, предписаний для использования чего-либо в практике. Поиск истинного знания – цель фундаментального исследования, для прикладного же истина инструментальна, здесь ценностью является технологическая эффективность знания.

Большинство ученых считает, что на базе фундаментальных исследований проводятся исследования прикладные. В педагогике фундаментальные исследования открывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции науки, ее методологию, анализируют историю. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска,создают базу для прикладных исследований и разработок.

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. Предмет прикладных исследований более органичен и направлен на практический результат. Прикладные исследования чаще всего продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им.

Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Кроме прикладных исследований в педагогике также могут быть разработки. Разработки направлены непосредственно на обслуживание практики, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.

Интересно
Важно подчеркнуть, что фундаментальные и прикладные исследования различаются не по своей сложности и ценности, а, прежде всего, по целевой ориентации. Фундаментальные исследования служат увеличению объема знаний в данной области, прикладные же исследования решают конкретные частные задачи в области обучения и воспитания. Фундаментальные педагогические исследования, отражающие открытие концептуального знания, адресованы, главным образом, научным сотрудникам, преподавателям кафедр, аспирантам, методистам.

Результаты фундаментальных исследований – исходные концепции, подходы, направления, основополагающие идеи в области обучения, опубликованные в книгах статьях, монографиях, научных отчетах, диссертациях.

Прикладные исследования уточняют, дополняют или разрабатывают новые методические положения, общие рекомендации, предложения по совершенствованию образовательного процесса. Они адресованы учителям, методистам, публикуются в виде книг, статей, методических пособий.

Разработки уточняют, дополняют, содержат новые правила, предписания, алгоритмы для учащихся учителей, администрации. Они публикуются в виде программ, учебников, инструктивно-методических материалов. В.В. Краевский, Е.В. Бережнова наглядно представляют в виде таблицы особенности каждого из выделенных выше типов педагогического исследования.

В.В. Краевский, Е.В. Бережнова выделяют три важных момента, отражающих специфику педагогики как науки практикоориентированной, и характерных для фундаментальных и прикладных исследований в образовании.

И в том, и в другом исследовании осуществляется обращение к практике в исходном пункте исследования. Основанием для разработки прикладного исследования являются прямые недостатки в практической деятельности: снижение интереса к процессу обучения; перегрузка учащихся учебными занятиями, связанная с неадекватным подходом к формированию содержания образования ит.п.

Основой фундаментального педагогического исследования являются также потребности практики, но более абстрагированные, не всегда осознаваемые большинством педагогов в этом их качестве и находящие отражение в научной проблематике. К этому кругу проблем относятся такие, как: анропологические и аксиологические аспекты образования; теоретические основы процесса обучения; социально-педагогические основы повышения уровня образованности выпускников средних школ и т.п.

Интересно
 И в том, и в другом исследовании осуществляется построение теоретических моделей, отражающих объекты исследования. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании (или в рамках) уже имеющейся теории. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющихся.

Результатом и фундаментального, и прикладного исследования являются новые знания, но характер новизны этих знаний разный. Прикладные исследования, как правило, представляют результаты на одном из двух уровней:

  • уровень конкретизации: уточнение известного, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся образования; изменения затрагивают частные вопросы, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса;
  •  уровень дополнения: расширение известных теоретических положений, открытие новых аспектов, граней проблемы, выявление новых элементов, частей, которые ранее были неизвестны, но эти нововведения не изменяют картину в целом, а дополняют ее.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)