Гипотеза педагогического исследования

Вслед за определением проблемы, темы, объекта, предмета и цели исследования, выдвигается гипотеза как обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно достичь цели, получить искомый результат.

Гипотеза (от греч. Hypothesis – основание, предположение) – достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности. Она возникает из потребностей общественной практики, отражает научные абстракции, систематизирует имеющиеся теоретические представления, включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру.

Важно иметь в виду, что предположения, отражающие содержание гипотезы, относятся обычно не просто к констатации существования какого-либо события или явления, а к выяснению связи между ними и наблюдаемыми известными явлениями. Гипотеза как предположение о закономерном порядке явлений и других существенных связях и отношениях имеет в виду также предположения об отдельных явлениях, отдельных свойствах и отдельных связях.

Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Это такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Одно и то же по содержанию предложение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает либо как гипотеза, либо как элемент теории, в зависимости от степени его подтверждения.

Гипотеза всегда требуется в тех случаях, когда педагогическое исследование опирается на формирующий эксперимент, если предварительно выдвигаются предположения в качестве научно обоснованного ориентира.

Гипотеза возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала, активно влияет на формирование новой теоретической концепции, систематизацию научного знания, накопление новых фактов, до тех пор, пока она не будет отвергнута или на ее основе не будет обоснована новая научная теория.

Очевидно, гипотеза не требуется в исследованиях по истории психологии и педагогики, сравнительных исследованиях по психологии и педагогике и при обобщении психолого-педагогического опыта. Так как объяснение причинно-следственных зависимостей в этих ситуациях основывается не на формирующем эксперименте, а на констатирующем, а также на логических и исторических методах доказательства. Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблемный характер.

О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования . Любая гипотеза проходит несколько стадий. Первоначально выдвинутое предположение впоследствии приобретает многие другие, свойственные гипотезе качества. Однако очень часто под гипотезой понимают лишь одну из ее составных частей – именно предположение.

Интересно
Очевидно, что предположение неравнозначно гипотезе. Гипотеза всегда содержит ранее известное в форме предпосылки и новое знание. Связь же между ними осуществляется с помощью предположения. Оно выражается в форме проблематичных суждений, истинность или ложность которых еще не доказана, однако эти суждения имеют большую долю вероятности, так как основаны на уже имеющихся предшествующих знаниях.

Таким образом, гипотеза отражает систему научного знания, состоящую из различных суждений, объединенных предположением, которое есть следствие небольшого исследования, сопоставления, обобщения и анализа ряда фактов и закономерностей.

Для выдвижения гипотезы необходимы тщательное изучение научной проблемы; научная компетентность; осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов.

В процессе разработки гипотеза развертывается в систему, или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Уже поэтому, чтобы выдвинуть гипотезу, нужно многое знать об изучаемом объекте, основательно его изучить. Это обязательное условие рождения по-настоящему научного, развернутого предположения, теоретического представления, требующего доказательства. В.В. Краевский, Е.В. Бережнова отмечают, что обозначенные выше установки, к сожалению, часто идут вразрез с практикой в сфере педагогических исследований.

Бывает, что гипотезу выдвигают в самом начале, едва приступив к исследованию. В этом случае кроме общеизвестных истин ничего предложить нельзя. Настоящая гипотеза требует серьезного, трудоемкого обоснования и тщательной, детальной проверки. Поскольку в этом случае ее фактически нет, то нет и надлежащей исследовательской работы.

По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Простые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т.е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат.

Интересно
Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений. Помимо этих функций наука должна прогнозировать психологопедагогическую мысль, однако гипотезы бессмысленно подразделять на прогностические и непрогностические, ибо любая из них содержит элементы предсказания.

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например: а) образовательный процесс будет таким-то; б) если сделать вот так и так; в) потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых… во-вторых… в-третьих… Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется.

При этом структура гипотезы становится двусоставной: а) это будет эффективным; б) если, во-первых… во-вторых… в-третьих… Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение соединяются в единство в форме гипотетического утверждения: а) это должно быть так-то и так-то; б) потому что имеются следующие причины…

Можно выделить ряд стадий конструирования психологопедагогической гипотезы. Первоначально исследователь фиксирует возникновение проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, формулирует научное предположение о возможной причине возникновения данного явления, одновременно определяет следствия, логически вытекающие из предполагаемой причины.

На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих фактам действительности, т.е. гипотеза признается обоснованной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)