Виды памяти

У каждого человека различают отдельные виды памяти: словеснологическую, образную и эмоциональную.

Виды памяти связаны с индивидуальными психологическими свойствами и характеризуют личность творца. Наиболее важна для творческого человека так называемая образная память, заключающаяся в запечатлевании и последующем воссоздании представлений о ранее воспринятых объектах. Поэтому образную память, различавшуюся по анализаторам, – зрительную, слуховую, моторную и т.д. – иногда называют памятью представления. Физиологической основой представления является оживление (актуализация) следов ранее возникавших чувственных образов. Представления – самостоятельные психические образования, непроецируемые во вне, чем и отличаются от психопатологических явлений, формальных психических расстройств (галлюцинаций), при которых больной во вне проецирует образ, возникший в его сознании, и воспринимает его как реально существующий.

Представления – это обобщенные образы предметов и явлений, ступени перехода от ощущения к мысли, от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому. В зависимости от преобладания чувственных анализаторов, преимущественно задействованных в образовании представления, различают зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и прочие виды представлений.

Подобно представлениям память классифицируется соответственно на зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и т.д.

С одного прослушивания, например, Моцарт, Глазунов, Рахманинов могли безошибочно воспроизвести сложные музыкальные произведения. Густав Доре мог точно нарисовать детали увиденной однажды фотографии. Изумительной зрительной памятью обладали русские художники И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, М.А. Врубель и др.

Люди с преобладанием слуховой памяти предпочитают услышать информацию. Они лучше усваивают материал не тогда,когда записывают, а когда слушают, ибо при включении зрительного анализатора происходит торможение слухового и наоборот. Двигательная память необходима любому актеру-исполнителю, особенно танцору, для освоения сложных динамических вариаций и активизации кинетического анализатора, а также пианисту при разучивании произведения и чтения нот с листа.

Существуют лица с так называемой синестезией анализаторов. У них наблюдается содружественная работа анализаторов, например, слухового и зрительного. При восприятии зрительной информации оживляются “энграммы” (следы) звукового ряда, способствующие припоминанию информации. У лиц со словесно-логическим типом памяти появляются общие представления о содержании услышанного или прочитанного с определенными смысловыми блок-схемами, способствующими сохранению цепочки ассоциаций.

Очень важна для художника эмоциональная память, заключающаяся в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Для актера особое значение эмоциональной памяти заключается в том, что она позволяет ему каждый раз по собственной воле воспроизводить небходимые эмоции и чувства действующего лица и переживать их заново. Толчком для проявления эмоциональной памяти являются воспоминания о каких-либо событиях, сопровождающихся переживанием. Наряду с оживлением в памяти события восстанавливается и связанное с ним чувство – “эхо чувств“. Эмоциональная память является могучим стимулом сценических эмоций, вызывающих большой эмоциональный подъем и творческое удовлетворение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)