Виды корпоративных правоотношений

Для удобства рассмотрения корпоративные отношения можно квалифицировать в зависимости от субъектного состава.

Первая группа – это правоотношения, субъектами которых выступают корпорация, с одной стороны, и ее участники (члены), с другой.

Данные правоотношения могут возникать, например, между коммерческой корпоративной организацией и ее участником относительно распределения прибыли.

Ко второй группе можно отнести правоотношения между самими участниками (членами) корпорации.

Третья группа – это отношения между органами корпорации, участниками (членами) корпорации и, собственно, самой корпорацией. Как было показано ранее, одним из признаков корпоративных отношений является их внутриорганизационный характер.

Внутри корпорации данные отношения могут складываться не только по поводу и в связи с отношениями участия (членства). После приобретения статуса участника (члена) данные субъекты могут вступать в отношения с органами корпорации. Такой сложный субъектный состав дает основание некоторым исследователям говорить об отношения по корпоративному управлению.

Четвертую группу правоотношений составляют взаимоотношения участников (членов) корпоративной организации с третьими лицами. Например, в случае продаже акций акционером третьим лицам.

Содержание корпоративного правоотношения признаются права и обязанности их субъектов, включая само корпорацию как юридическое лицо, участников (акционеров) и лиц, осуществляющих функции органов управления (единоличного и коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров).

Особенностью корпоративных отношений является то, что они возникают, изменяются и прекращаются в рамках организаций, основанных на началах участия (членства), именуемых корпорациями, и опосредуют участие лиц, входящих в состав участников (членов) корпорации, в ее деятельности. Корпоративные отношения имеют имущественную природу.

Корпорации специально создаются субъектами имущественных отношений для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте. Они строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников.
Последние, управляя деятельностью и имуществом созданной ими организации, по существу, определяют ее выступление в роли особого, самостоятельного субъекта имущественных отношений.

Интересно
Таким образом, под корпоративным правоотношением следует понимать урегулированное нормами корпоративного права единое, сложное внутриорганизационное общественное отношение имущественного характера, возникающее между коммерческими и некоммерческими корпоративными организациями, их членами и участниками, органами управления самих корпораций в процессе их создания и деятельности. Данные правоотношения имеют специфическую природу, благодаря чему их можно верифицировать в качестве корпоративных.

Корпоративные отношения являются важнейшей разновидностью правоотношений гражданско-правового характера, так как деятельность корпоративных организаций (коммерческих и некоммерческих) в той или иной степени затрагивает практического каждого гражданина Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)