Вербальные парафазии

Данный симптом проявляется в неправильном выборе слов по их лексическому или грамматическому значению относительно смыслового контекста. Как известно, в процессе речевого онтогенеза дети сначала осваивают первообразные слова (названия предметов, действий и признаков), а позже — производные слова, образованные с помощью системы аффиксов.

Овладение правилами словообразования знаменуется появлением в речи детей неологизмов или лексических инноваций. Анализ лексических ошибок детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что их можно разделить по меньшей мере на 2 категории:

1) семантические ошибки номинации,

2) грамматические ошибки выбора нужной словоформы.

В первом случае страдают парадигматические операции выбора слова из семантического поля близких по смыслу или звучанию слов. Во втором — недостаточно сформировано чувство грамматической адекватности выбранной словоформы.

1)      Семантические ошибки номинации.

По нашим наблюдениям, при первичном HP наиболее часто заменяют друг друга слова, принадлежащие к одному и тому же семантическому гнезду, что согласуется с данными литературы. В качестве примеров можно привести несколько типов замен.

  1. A) Замены видовых     наименований,      принадлежащих     к     одной категориальной группе: стакан — чашка, галка — ворона, троллейбус — трамвай, экскаватор — трактор. Такие замены, вероятно, могут быть вызваны недостаточной дифференцированностью слов, относящихся к одному классу. Ребенок не учитывает тонких семантических различий в наименованиях предметов одного класса.

Нередко субститутами являются более частотные наименования. К этой же категории можно отнести замены глаголов, близких по значению: скачет — бежит, вяжет — шьет, рисует — красит, загорает — лежит, бреет — подстригает.

Б) Замены видовых наименований на родовые: галка — птица, акула — рыба, письмо — почта, балерина — тетя. Данный вид замен является наглядной иллюстрацией того, что в определенной части словаря сначала усваиваются родовые наименования (с большей степенью обобщенности), а позже — видовые.

Это, по-видимому, обусловлено более высокой частотностью некоторых родовых наименований по сравнению с видовыми. Например, слово ПТИЦЫ встречается чаще, чем наименования отдельных видов птиц, слово ЦВЕТЫ — чаще, чем отдельные их виды, РЫБЫ — чаще, чем отдельные их породы. Кроме того, причина может быть и в низкой общей осведомленности. Не зная, например, профессиональных атрибутов, ребенок ориентируется на половые признаки (дядя—тетя).

  1. B) Замена наименований, соотносящихся как часть—целое: окно — дом, глаза — лицо.

В целом у детей, находившихся под нашим наблюдением, чаще встречались парафазии при назывании предметов и реже — при назывании действий.

2)      Грамматические ошибки выбора словоформы

Данный вид вербальных парафазии у детей, как мы заметили, довольно тесно коррелирует с явлениями дисграмматизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)