Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина

На протяжении всей истории развития человечества уважение достоинства личности, ее прав и свобод всегда имело непреходящее значение.

В научных и весьма авторитетных словарях по философии, юриспруденции конца 80-х – 90-х гг. XX в. термин «уважение» даже не упоминается. Не содержится он и в «Советском энциклопедическом словаре».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее определение слова «уважение»: «Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств». В современных словарях по этике «уважение» трактуется как важнейшее требование нравственности, основанное на признании достоинства личности.

Оно включает в себя:

  • справедливость;
  • равенство прав;
  • более полное удовлетворение интересов людей;
  • предоставление им свободы;
  • доверие к людям и внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям;
  • чуткость;
  • вежливость;
  • деликатность;
  • скромность.

Его антипод – неуважение: насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость. Сущность и содержание уважения и неуважения определяются характером общества, присущих ему социальных отношений.

Универсальные международные источники о правах человека исторически связывают уважение с идеями свободы, равенства, справедливости, неприкосновенности личности, имущества.

В числе первых документов, положивших основу развития уважения в качестве универсального принципа прав человека, была Великая хартия вольностей (1215 г.) – «краеугольный камень английской свободы».

Хартия предоставляет свободы и вольности гражданам и английской Церкви, объявляя их желаемыми для настоящего и будущего поколений. Она закрепляет принципы справедливости, неприкосновенности личности, имущества, равенство перед законом и одновременно устанавливает высочайшую планку нравственных отношений, уважения человеческого достоинства и личности в процессе оценки доказательств. Ее основание – клятвенные показания честных людей и соседей (ст. 20).

В наименьшей степени уважение как принцип прав человека проявляет себя через понятия «верность» («Каждому позволено выезжать из нашего Королевства и возвращаться в полной безопасности на суше и по воде, лишь сохраняя верность нам» – ст. 42), «добросовестность» («Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлидов лишь из тех, которые знают закон Королевства и имеют желание добросовестно его исполнять» – ст. 45), «прощение» («И всякое недоброжелательство, ненависть и злобу, возникшую между ними и вассалами нашими, духовными и мирянами, со времени раздора мы всем отпускаем и прощаем» – ст. 62).

Дальнейшими шагами в области развития уважения как универсального принципа прав человека явились следующие документы:

  • Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточения за морями (1679 г.);
  • Билль о правах (1689 г.);
  • Декларация независимости США (1786 г.);
  • Билль о правах (1791 г.);
  • Великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства;
  • французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и др.

Иными словами, принцип уважения прав человека – важнейшая составляющая общей истории и теории прав человека. Его следует рассматривать в качестве общей системы универсальных принципов прав человека, не забывая о его сущностных началах и содержании, а также об особенностях форм проявления.

Уважение прав означает:

  • свободу, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц;
  • приоритет закона;
  • гарантии неприкосновенности личности, ее имущества;
  • равенство перед законом;
  • справедливость;
  • гуманность.

Именно в таком аспекте уважение как универсальный принцип прав человека находит свое выражение в исторических источниках о правах человека и гражданина.

Особое значение среди них имеет французская Декларация прав человека и гражданина. Поясним почему. В преамбуле Декларации принцип уважения впервые выражен терминологически. При этом речь идет не об уважении прав личности, а об уважении гражданами институтов власти на основе сравнительного анализа целей, ради которых они созданы.

В документе подчеркивается, что Декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала бы их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время логично было бы сравнить с целью каждого политического института, получили большое одобрение.

В Декларации названы исторические причины общественных бедствий, неуважительного отношения к личности: невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими. В статье 1 Декларации записано, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

Названная новелла характеризует максимально почтительное, уважительное отношение общества к фундаменту прав граждан – свободе и равенству.

Из данной статьи вытекает и следующий вывод: юридическое действие прав на свободу, равенство связывается моментом рождения и заканчивается смертью физического лица, т.е. носит длящийся характер.

Действие принципа уважения во времени имеет «бессрочный» характер и не ограничивается смертью гражданина, поскольку остается в памяти близких, народа (даже народов), увековечиваясь в памятниках, обелисках, наименованиях городов, улиц, кораблей и т.д.

Практическая сторона обозначенного момента очевидна. Она позволяет законодателю:

  • во-первых, разрабатывать либо конкретизировать нормы, базирующиеся на бессрочном характере действия принципа уважения;
  • во-вторых, создавать более эффективные механизмы защиты чести и достоинства личности, даже после их смерти.

И такие нормы закреплены в действующем законодательстве. В Гражданском кодексе РФ записано: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства и после их смерти» (ч. 2 ст. 152).

Статьи 243-244 УК РФ объявляют преступными действия, связанные соответственно с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры, надругательством над телами умерших и местами их захоронения.

Интересно
В Декларации прав человека и гражданина уважение идей свободы выражено двояко: уважение обществом и государством свобод отдельного индивида; уважение индивидом права на свободу других лиц.

Ограничение реализации этого права возможно только в пределах закона и с учетом взаимных интересов общества и личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом» (ст. 4).

В Декларации основательно прослеживается мысль уважительного отношения к закону – как выражению общей воли, его месту и роли в обществе, взаимоотношениях между гражданином и государством при осуществлении своих прав и свобод (ст. 6-10, 17).

Весь этот великий «памятник» прав человека пронизан духом гуманизма, уважения чести и достоинства личности, он имеет непроходящее историческое значение в культурном наследии человечества.

Первой общепризнанной международной политико-правовой базой уважения стал Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 г.

В преамбуле Устава подтверждена вера в основные права человека, в достоинство и ценность личности, оговорена необходимость создания условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и иных источников международного права.

Устав ориентирует государства – членов ООН на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех – без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ч. 1).

Фактически это отправная точка развития уважения как универсального принципа прав человека, что подтверждают и ныне действующие международные универсальные, региональные, а также национальные источники о правах человека.

Во-первых, многие из них делают прямую отсылку на положение Устава ООН, цитируя его и напоминая государствам – членам ООН, что они обязаны руководствоваться им в общественной жизни.

Во-вторых, в них конкретизируются сферы и направления наиболее полной реализации принципа уважения – экономическая, политическая, юридическая, социальная, религиозная, информационная, духовная и иные.

Так, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам» (ч. 2 ст. 26).

В-третьих, уважение закрепляется в качестве нравственной составляющей либо предпосылки осуществления прав, минимально допустимых на основе закона его ограничения.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., речь идет об осуществлении права на самоопределение и уважения этого права (ч. 3 ст. 1), об уважении свободы родителей при выборе образовательного учреждения (ч. 3 ст. 13) и т.д.

Во Всеобщей декларации прав человека сформулировано положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (ч. 2 ст. 29).

В-четвертых, уважение – важнейшее условие обеспечения чести и достоинства личности, форма проявления гуманного к ней отношения. Это находит подтверждение в формулировках Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию» (ч. 10 ст. 7). «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущих человеческой личности» (ч. 1 ст. 10).

В-пятых, уважение как принцип прав человека и гражданина диалектически связан с принципом уважения прав народов, служит гарантией их осуществления. Этот тезис вытекает из смысла международных документов, в частности Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., где утверждается, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав и свобод человека…».

В-шестых, уважение – это нравственная, духовная основа развития идей о правах человека и народов, способствующая повышению уровня социальной ответственности должностных лиц перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие личности.

В то же время, как подчеркивается в Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1986 г., «все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом…» (ч. 2 ст. 2).

Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г., подтвердили право отдельной личности и народов на развитие, а также священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод.

Венская декларация провозгласила, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязанны, что демократия, развитие и уважение к правам человека – явления, неотделимые друг от друга, более того – взаимоукрепляющие.

Венская программа действий, как никакой другой ранее принятый международный документ, за исключением Устава ООН, особо отметила, что «уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека» (п. 15).

Интересно
Венская декларация определила новые сферы научного прогресса, которые могут привести к нарушениям прав человека, неуважительному отношению к ним. Речь идет о биомедицине, биологических науках, информационных технологиях.

В связи с этим конференция призвала международное сообщество сотрудничать в целях обеспечения полного уважения прав и достоинств человека.

Всемирная конференция по правам человека 1993 г. выразила тревогу по поводу массовых нарушений прав человека, особенно геноцида, «этнической чистки», вскрыла их причины и обозначила серьезные препятствия на пути осуществления прав человека.

Под нарушениями и препятствиями имеются в виду пытки и жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство обращения, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, исчезновения людей, произвольные задержания, все формы расизма, расовой дискриминации и апартеида, нищета, голод, религиозная нетерпимость, терроризм, нарушения законности и др.

Всемирная конференция рекомендовала государствам усилить координацию действий в поддержку прав человека и основных свобод в рамках системы ООН, а также способствовать укреплению и созданию учреждений, обеспечивающих защиту прав человека, особенно наиболее уязвимых групп населения.

Конференция обратила внимание государств на необходимость обучения вопросам прав человека, которые должны содержать изучение проблем обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости (п. 80 Венской декларации).

Немаловажную роль с точки зрения развития уважения как универсального принципа прав человека и гражданина играет Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп, органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г.

Во-первых, в ней подтверждается значение Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и других международных документов как приоритетов международных усилий по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.

Во-вторых, подчеркивается, что главная ответственность и обязанность поощрять и защищать права человека лежит на государстве.

В-третьих, признается право и обязанность отдельных лиц, групп, ассоциаций поощрять уважение прав человека и основных свобод и содействовать осведомленности о них на национальном и международном уровнях.

В-четвертых, отчетливо выражается идея о том, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становятся главными предпосылками развития общества.

В международных документах регионального характера (документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) принципу уважения уделяется еще большее внимание.

Достаточно обратиться к Заключительному акту совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где данному принципу посвящена глава VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В рамках такого подхода государства-участники взяли на себя следующие обязательства:

  • признавать и уважать свободу личности; признавать и уважать единолично или совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести;
  • уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;
  • признавать и уважать всеобщее значение прав человека и основных свобод;
  • уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях.

Региональные документы рассматривают принцип уважения в качестве неоценимого средства обеспечения безопасности, справедливости и благополучия в мире.

Это прямо вытекает из таких источников, как:

  1. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г. представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванного на основе Заключительного акта, относящегося к дальнейшим шагам после совещания (Мадрид, 6 сентября 1983 г.).
  2. Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося на основе положений Заключительного акта, относящегося к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15 января 1989 г.).
  3. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1980 г.).
  4. Парижская хартия для новой Европы – итоговый документ совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Париж, 21 ноября 1990 г.).
  5. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.
  6. Лиссабонская декларация о модели общей и всеобщей безопасности для Европы XXI в. (Лиссабон, 3 декабря 1996 г.).
  7. Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1992 г.) и др.

Суть вышеназванного подхода в концентрированном виде выражена в Лиссабонской декларации о модели общей и всеобщей безопасности для Европы, в которой раскрываются цели ОБСЕ – единое пространство безопасности и пути его достижения: «Сотрудничество, которое опирается на демократию, уважение прав человека, основных свобод, верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость…».

Кроме того, в названных документах уважение «обрастает» целым арсеналом новых прав и свобод: право государств СБСЕ на установление своих законов, административных правил, практики и определение политики; право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека; право родителей на выбор образовательного учреждения; право на преподавание и получение религиозного образования; право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания по своему выбору.

Эти документы ориентируют на развитие демократии, мира и единства в Европе, экономическую свободу и социальную справедливость, ответственное отношение к окружающей среде.

Они однозначно поощряют такую экономическую деятельность, которая осуществляется при уважении и утверждении человеческого достоинства, а также такую эффективную правовую защиту личности от административных решений, которая гарантирует уважение основных прав и не наносит ущерб правовой системе.

В международных актах важная роль отводится судебной системе и деятельности правоохранительных органов в вопросах уважительного отношения к гражданам. Эти документы ориентируют сотрудников при наведении общественного порядка действовать в общественных интересах с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовать соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие целесообразности правоохранительных действий.

Сущность принципа уважения сводится к максимально почтительному отношению к воле народа, территориальной целостности, суверенитету, правам и свободам человека и гражданина.

Содержание принципа включает:

  • уважение основ конституционного строя и демократии;
  • уважение территориальной целостности;
  • уважение прав разных народов и национальных меньшинств;
  • уважение прав человека;
  • уважение национальных обычаев и традиций.

Научное определение данного понятия можно сформулировать: уважение как принцип конституционного права есть максимально почтительное отношение к народу как источнику власти, выбору им путей общественного развития, форм демократии, основ конституционной государственности, а также к правам и свободам человека и гражданина. В Конституции России термин «уважение» используется лишь в преамбуле и в ст. 82.

В равной степени это относится и к некоторым конституциям стран СНГ, Балтии, Республик Армения, Грузия и др. Однако это не означает отсутствия его реального выражения. Статья 2 Конституции РФ пронизана духом гуманизма и уважения к личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Принцип уважения не противостоит другим конституционным принципам, а гармонически с ними сочетается. В частности, принцип уважения диалектически связан с принципом равноправия.

Осуществление равноправия перекликается с идеей уважения прав человека и народов. В свою очередь, уважение можно характеризовать как равноправие в действии, поскольку равноправие служит показателем зрелости всей системы общественных отношений, оценочным критерием соответствия идеала его воплощения в конкретной социально значимой сфере общественной жизни.

Интересно
Идеалом было бы соблюдение принципов уважения, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой всеми государствами – участниками Хельсинского соглашения. В жизни наблюдается лишь стремление демократических государств к осуществлению этих принципов, что само по себе является положительным фактором.

В то же время некоторые государства проводят политику «двойных стандартов» при решении национальных вопросов обеспечения прав человека.

Уважение служит важнейшим фактором поддержания обычаев и традиций, сотрудничества и взаимопонимания народов и поколений между собой. В Конституции Республики Кыргызстан утверждается: «Уважение к старшим, забота о родных и близких является священной традицией народа Кыргызстана» (ст. 26).

В Основном законе Республики Беларусь закрепляется положение, согласно которому «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» (ст. 52).

Уважение – одно из политических условий формирования институтов гражданского общества, государства, органов местного самоуправления.

Так, в Конституции Республики Кыргызстан записано: «По решению собрания граждан, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аулов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды» (ст. 85).

Таким образом, понятие «уважение» во всем его многообразии обладает значительным моральным весом, однако оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц.

Уважение независимости, суверенитета права народов на самоопределение, территориальную целостность, выбор путей развития – неотъемлемое политическое, юридическое, нравственное начало взаимоотношений между всеми государствами, оно защищается международным правом, всеми национальными правовыми системами.

Уважение прав человека – оценочный критерий демократичности власти, которая должна быть заинтересована в утверждении в сознании людей веры в достоинство и ценность личности, в организацию надлежащей системы государственности на принципах господства права и верховенства закона.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)