Усвоение словообразования

В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем. Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала. Ребенок прежде всего овладевает словообразовательными моделями, познает лексическое значение основ слов и смысл значимых частей слова (приставки, корня, суффикса, окончания).

А. Г. Тамбовцева-Арушанова в своем исследовании выделяет этапы, через которые проходит ребенок в усвоении способов словообразования.

Первый этап (от 2,5 лет до 3,5-4 лет) – это период накопления первичного словаря мотивированной лексики и формирования предпосылок словообразования. В это время словопроизводство носит случайный, ситуативный характер, проявляется в виде единичных случаев словообразования аналогического или корреляционного типа. Словотворчество возникает по типу речевой ошибки.

Второй этап (от 3,5-4 лет до 5,5-6 лет) – период активного освоения самопроизводства, формирования обобщенных представлений о мотивированности наименований и аналогичных типах мотивации, регулярного словотворчества. На этом этапе (образование по аналогии) словотворчество выполняет три функции: исполнительскую, ориентировочную («пробующую») и собственно словотворческую.

Третий этап (после 5,5-6 лет) – период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества. Последнее все больше начинает выступать в ориентировочной функции.

Как мы видим, словообразование связывается с детским словотворчеством. В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований – однопорядковые.

Интересно
По существу они представляют собой результат работы ребенка по овладению языком как реальной предметной действительностью, так и той реальной практикой, в ходе которой происходит это отражение. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя.

Словотворчество детей очень многообразно.  По мнению А. Г. Тамбовцевой-Арушановой, есть «стихийные семантики», очень чувствительные к смыслу слова, оттенкам значения. Словотворчество таких дошкольников витиевато. Дети передают одно и то же значение слова при помощи разнообразных средств, каждый раз по-новому решая фактически одну и ту же задачу (например, «у утки – утята, у оленухи – олененок, у лосихи – лосих»).

Есть «стихийные формалисты», которые решают однотипные задания одним способом, не обращая внимания на то, что конкретные объекты им незнакомы, например, «это утка и ее утята, это оленуха и олененок, это бобры и бобрята, это рябчиха и ее рябчитята».

Изредка среди дошкольников встречаются «стихийные консерваторы», которые хорошо помнят, какие слова они знают, а какие – нет. Они правильно скажут: «У лисы – лисенок», но назвать детеныша лося, которого не знают, они не смогут, хотя разница в его названии – всего один звук.

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

  • часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»): «лепь», «пах», «прыг»;
  • к корню одного слова прибавляется окончание другого («чужие окончания»): «пургинки», «рваность», «сухота»;
  • одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «бананас», «огромадный», «ледоколить».

Исследователи детской речи отмечают, что словотворчество начинается в ситуации, когда слово известно ребенку (он его слышал), но еще недостаточно им усвоено. Например: «читус», «поливас», «окниг». Здесь просматривается общая стратегия: показать некоторое значимое изменение грамматической формы. При этом средство на первых порах может быть любым.

Наиболее часто словотворчество наблюдается у детей в возрасте от 3,5 до 5,5-6 лет. Затем начинается его спад. К. И. Чуковский связывал это явление со снижением природной чувствительности к языку, потерей лингвистической гениальности. Д. Б. Богородицкий объяснял спад словотворчества большой морфологичностью языка ребенка, сращиванием морфологических элементов, в результате чего слова начинают употребляться как целостные «гештальты». А. Н. Гвоздев связывал это явление со стремлением дошкольника говорить так, как говорят взрослые, желанием освоить грамматические нормы языка.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется критическое отношение к себе и своим грамматическим ошибкам. Поэтому в обычной обстановке ребята начинают стесняться своих языковых экспериментов. Однако, как доказала А. Г. Тамбовцева-Арушанова, в случае, когда перед детьми ставятся коммуникативные задачи, решение которых связано с поиском нового, незнакомого слова, поисковая активность старших дошкольников оказывается высокой. Это создает предпосылки для овладения словотворчеством как средством художественной выразительности.

Итак, словотворчество – это закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке, а не речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать.

Сопоставление различных показателей, характеризующих речь детей с раннего возраста до поступления в школу, позволяет дать общую характеристику формирования грамматического строя речи, выделить следующие тенденции в ее развитии:

  • рост объема и структурное усложнение единиц речи, выражающееся во все более частом употреблении больших предложений, увеличении их внутренней сложности, а также в расширении использования различных частей речи;
  • рост разнообразия используемых грамматических средств, более частое употребление тех форм, которые на ранних ступенях были редки (причастий, степеней сравнения прилагательных и пр.);
  • унификация средств речи, уменьшение ее разнообразия (в ситуациях, в которых ранее дети употребляли разные формы, они используют одну и ту же, что приводит к ее чрезмерно частому употреблению: например, рост употребления формы родительного падежа имен существительных, подчинительного союза «потому что» и т.д.).

Характеризуя результаты усвоения грамматического строя русского языка, которые достигает ребенок к восьми годам, А. Н. Гвоздев пишет: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким.

В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)