Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст. Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.

Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

Лингвистические основы формирования монологической речи детей. Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания, ее терминология в полной мере еще не установилась. В литературе можно встретить различные термины: «теория текста», «синтаксис текста», «стилистика текста», «синтаксис сложного синтаксического целого» и др. При определенных различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.

Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока не существует. Тем не менее лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И. Р. Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку».

Текст только в том случае можно назвать речевым произведением, если он обладает соответствующими признаками . Из всех признаков, выделяемых лингвистами, мы рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь. Прежде всего к признакам речевого произведения относится цельность текста, составляющими которой являются тематико-смысловая цельность, и структурное единство текста.

Тематико-смысловая цельность текста предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящен единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.

Например: Осень в лесу. Пришла осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть еще в конце августа. А в сентябре на зеленой березе появились совсем желтые, золотистые ветки. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает ими мокрую землю (К. Д. Ушинский).

Интересно
Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи («желтеть» — «желтые», «золотистые ветки», «желтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст обладает тематическим единством.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста. Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним их основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержня. Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:

День березы. Именины березы – это день ее весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым – и брызнет (Б. Петров). Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.

Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания. Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности.

Например: Почему Тюпу прозвали Тюпой. Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп… Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула — Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой (Е. Чарушин).

В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершенность текста.

Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой. Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно – теория актуального членения. Г. А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, он одной ногой отталкивается, а другой скользит вперед. Также строится и текст.

Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано (от данного), и делаем шаг вперед в развитии мысли, сообщаем новое (те сведения, ради которых создается предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части – «данное» (Д) и «новое» (Я). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП). АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте. Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.

Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня темным , круглым, как бусинка, глазом». Лингвистами установлено, что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложении станет «данным», к последнему добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой: Я3-Д —Я2—Д2… Например: «Летом я жил в маленьком городе (ЯД Город (Д ) стоял на берегу реки (Я2). По ней (Д2) плыли пароходы (Я3), баржи, плоты».

Необходимость повторения определенных сведений создает объективнее предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом.

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т.е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошел купаться на озеро. На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.

Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В каждой группе тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микротема – это рассказ в миниатюре со своим началом, развитием действия и концовкой.

Приведем для примера рассказ И. Полуянова «Веснушки»:

  • (1) У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки.
  • (2) Это кладовые.
  • (3) В них дерево хранит свои семена.
  • (4) Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется.
  • (5) Мороз стучит – не достучится.
  • (6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать – теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.
  • (7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1-3 предложениях (представление о кладовых ольхи), вторая – в 4 – 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых). Отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к последующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идет начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», – а ко второй микротеме: «А мороз?»; «А солнце?»; «А семена?»; «При чем тут веснушки?»

Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства ее выражения. Лингвисты (Л. М.Лосева, Г.Я.Солганик и другие) выявили следующие с в я з и между предложен иями.

Цепная связь может быть трех видов, к которым относится лексический повтор («Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоименная замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).

Широкое распространение цепных связей, по мнению Г.Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны.

Параллельная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление. Например: Пришла весна. Развернулись на березках молодые, нежные листочки. В зеленой траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки, мушки, червячки. Под землей из личинки вывелся майский жук… (Г. Скребицкий).

При лучевой связи называется объект, а затем дается его характеристика. Например: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И. Тургенев). Чтобы более осознанно проводить обучение монологу, педагогу необходимо представить себе, как создается высказывание (текст).

Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить что-то и т.д.). Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего. Замысел – важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.

Возникший общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания. «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку».

Интересно
Как отмечает Н. И. Жинкин, описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания. То, как дальше удается «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.

Предварительный план, по мнению Н.И. Жинкина, хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела. В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная). Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которым и он владеет. Это и есть арсенал, из которого говорящий в Момент речи черпает языковые средства.

По запросу средства из Долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд. Она выполняет две функции: частично удерживает уже сказанное и упреждает высказывание, т.е. «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать.

Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены. Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим (или пишущим), то происходит сбой – длительная пауза, нарушение логики изложения и т. п.

В идеальном варианте человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам – образуют систему. Закончилось одно предложение – оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения. Таким образом, реализация намеченного плана – это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

Понимание механизма создания текста позволяет педагогу лучше осмыслить сущность тех умений, которые следует формировать у детей дошкольного возраста в ходе обучения.

В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относятся описание, повествование и рассуждение. Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала, о котором надо что-то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.

Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста своими структурными особенностями. Однако в речевой практике описание, повествование, рассуждение в своем «чистом» виде встречаются крайне редко. Все эти типы речи, по меткому выражению Н. А. Плёнкина, способны к сосуществованию, к мирному «сотрудничеству», без тени каких-либо противоречий. Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи, в своей основе является или повествованием, или рассуждением, или (что встречается много реже) описанием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)