Устав, положение об организации, положение о структурном подразделении

Миссия конкретизируется в целях организации. Цели определяют отдельные направления деятельности и приоритеты этих направлений. В зависимости от уровня управления различают общие и локальные цели.

Общие цели разрабатываются для организации в целом и характеризуют основные направления ее развития.

Общие цели конкретизируются в локальных, которые определяются для структурных подразделений организаций. Локальные цели призваны внести конкретный вклад в общие цели.

В соответствии с выбранными целями, определяются функциональные блоки — основные структурные подразделения организации, призванные обеспечить достижение этих целей.

Уровни управления организации образуются в результате вертикального разделения труда. Различают руководителей высшего, среднего и низшего звена.

Эффективная структура управления формируется с учетом следующих принципов:

  • решение принимается на тех уровнях управления, где оно оказывается в силе;
  • высшее руководство принимает только такие решения, которые руководители более низкого звена не имеют права принимать;
  • для сотрудников определены конкретные сферы деятельности с соответствующими полномочиями.

Деятельность организации регламентируют такие документы, как устав организации или положение об организации. Как правило, положение об организации разрабатывается для бюджетных организаций или для филиалов коммерческих организаций.

Положение — организационно-правовой документ, регламентирующий деятельность организации, ее составных единиц и подразделений.

В последние годы наметилась тенденция изменений названий традиционных для отечественного ДОУ документов. Вместо положений и инструкций появились регламенты, например, регламент работы с документами, должностной регламент.

Но по своему назначению и содержанию эти документы остались прежними. Они распределяют и закрепляют цели, задачи, функции, права и обязанности или устанавливают правила и порядок проведения работ в каком-либо виде деятельности организации.

«Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 №30, определяет, что деятельность федерального органа исполнительной власти осуществляется в соответствии с административным регламентом федерального органа исполнительной власти.

В административный регламент входят:

  • регламент федерального органа исполнительной власти;
  • административные регламенты исполнения государственных функций;
  • административные регламенты предоставления государственных услуг;
  • должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Наиболее часто встречаемой разновидностью положения является положение о структурном подразделении.

Все функции, выполняемые организацией для реализации целей, указанных в уставе (положении об организации, ее регламенте), распределяются между ее подразделениями и закрепляются в положениях о них.

Общее назначение устава (положения об организации) и положения о структурном подразделении как регламентирующих деятельность (организации или подразделения) документов определяет принципиально одинаковую структуру их текста:

  1. Общие положения (порядок создания, подчиненность, регламентирующие деятельность документы и т.д.).
  2. Цели и задачи организации (или структурного подразделения).
  3. Функции организации (или структурного подразделения), ее структура (состав подразделений, их взаимосвязи).
  4. Руководство.
  5. Полномочия (права) и обязанности.
  6. Контроль, проверка, ревизия деятельности (для уставов и положений об организациях).
  7. Порядок реорганизации и ликвидации организации (для уставов и положений об организациях).

Эти документы оформляются на общем бланке организации, подписываются руководителем организации (устав или положение об организации) или структурного подразделения (положение о подразделении), утверждаются вышестоящим руководством (органом управления или руководителем организации).

Деятельность руководителя структурного подразделения регламентируются не должностной инструкцией как для других работников предприятия, а разделом «Руководство» положения, в котором излагаются:

  • компетенция и обязанности руководителя: координация деятельности структурного подразделения, планирование его работы, контроль за работой сотрудников, совершенствование организационной структуры, участие в разработке нормативно-методического обеспечения и др.);
  • персональные права руководителя: установление области ответственности заместителей, утверждение определенных видов документов, издание распоряжений по установленному кругу вопросов, назначение и освобождение от занимаемых должностей работников подразделения (или представление документов для этих процедур), применение к ним мер поощрения или взыскания;
  • персональная ответственность: за выполнение задач структурного подразделения, за достоверность информации и состояние документации, за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным положением, за работу с кадрами.

Наиболее трудным и важным при разработке положения о структурном подразделении является раздел об его функциях. Основа эффективного управления — четкое разграничение функций структурных подразделений, установление правильной их взаимосвязи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)