Условия предоставления правовой охраны

Законодатель называет три условия предоставления охраны секрету производства:

  • сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
  • к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;
  • обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

1. Первое условие предоставления охраны – необщеизвестность сведений, в связи с чем они могут представлять экономическую ценность.

Необщеизвестность не означает, что эти сведения вообще никому не известны, это предполагает, что они известны ограниченному кругу лиц, каждое из которых могло как прийти к ним самостоятельно, так и получить доступ, например, на основании договора. Но все лица сохраняют секретность этих сведений, а из-за того, что эти сведения известны только ограниченному кругу лиц, они представляют определенную экономическую ценность.

Дискуссия. В литературе оспаривается включение в условия охраны такого правила, как “наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности”. Так, Э. Гаврилов пишет, что само требование о ценности ноу-хау еще до заключения договора представляется совершенно бессмысленным и необоснованным, поскольку наличие или, наоборот, отсутствие коммерческой ценности может устанавливаться лишь в тот момент (или на тот момент), когда по поводу объекта возникнут обязательственные права, когда будет заключен договор (трудовой или гражданско-правовой).

Законодатель говорит о наличии действительной или потенциальной ценности, связанной именно с тем, что эти данные неизвестны широкому кругу лиц. На момент принятия решения о применении режима секрета производства к определенным сведениям их коммерческая ценность оценивается участниками гражданского оборота субъективно.

2. Необщедоступность предполагает отсутствие свободного доступа к сведениям на законном основании, а лица, которые допущены к этим сведениям, обязаны их не распространять. Необщедоступность вытекает из первого признака.

3. В отношении третьего условия охраны законодатель изменил требование: “введение режима коммерческой тайны” было заменено на “принятие разумных мер для соблюдения конфиденциальности соответствующих сведений, включая режим коммерческой тайны”.

Режим коммерческой тайны урегулирован Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” (ст. 10). Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа “Коммерческая тайна” с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим предоставления правовой охраны упрощен; в связи с последними изменениями Закона выполнение всех этих требований, включающих в том числе и формальные требования (проставление грифа “Коммерческая тайна”), не является обязательным для защиты секрета производства. Такой подход законодателя нужно признать верным. До указанного изменения Закона имелись судебные решения, в которых суды не защищали права участников гражданского оборота, если не были выполнены формальные требования к режиму коммерческой тайны.

В настоящее время конфиденциальность информации может быть обеспечена:

  • во-первых, за счет принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу третьих лиц к ноу-хау, в частности за счет предотвращения промышленного шпионажа;
  • во-вторых, путем оповещения должностных лиц о соблюдении режима коммерческой тайны через установление соответствующей обязанности в трудовом договоре или доведения до их сведения решений о придании статуса ноу-хау определенной информации и ответственности за ее разглашение;
  • в-третьих, путем соблюдения режима коммерческой тайны контрагентами при передаче им секретов производства и установления мер ответственности при разглашении соответствующих сведений.

Выбор разумных мер для соблюдения конфиденциальности остается за участником гражданского оборота. В случае спора “разумность” таких мер может определяться исходя из сложившейся практики в определенной отрасли производства.

В целом условия предоставления охраны заимствованы из иностранного опыта. Еще В.А. Дозорцев отмечал, что такие условия соответствуют формуле американского закона, содержащейся в § 3426.1 Гражданского кодекса Калифорнии: “Секрет промысла (trade secret) означает информацию, включающую данные о любых формуле, устройстве, систематизированной информации, программе для ЭВМ, проектных разработках, технологиях и процессах, которые:

  • имеют самостоятельную экономическую ценность, действительную или потенциальную, благодаря необщеизвестности или недоступности другим лицам, которые могут получить экономические выгоды от их раскрытия или использования; и
  • являются предметом разумных по обстоятельствам усилий по сохранению их в секрете”.

Таким образом, согласно легальному определению секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

В научной литературе к таким сведениям дополнительно предъявляются следующие требования: сведения должны представлять собой способ решения определенной задачи (не носить чисто информационный характер), должны быть идентифицированы и существовать в объективной форме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)