Федеральные органы исполнительной власти,осуществляющие государственное регулирование отношений в сфере патентного права

В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, обозначенных в п. 3 указанной статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 1246 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 1246 ГК РФ юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В настоящее время указанные функции федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности уполномочена осуществлять Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 (далее – Постановление N 218). Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития РФ. Полномочия в установленной сфере деятельности Роспатента определены п. 5 Постановления N 218.

Так, важнейшими, практически значимыми полномочиями Роспатента являются полномочия по осуществлению государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с выдачей на них в установленном порядке патентов, а также их дубликатов.

Аналогичные полномочия Роспатент осуществляет в отношении отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец; залога указанного права; предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца; предоставления и прекращения права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца на условиях принудительной простой (неисключительной) лицензии на основании решения суда; перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец без договора.

Роспатент организует прием, регистрацию и экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец; публикует сведения о поданных заявках на изобретения, о государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также о выданных патентах; сведения о действии исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, продлении его действия, его прекращении и возобновлении; сведения о государственной регистрации отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца по договору, а равно и перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец без договора за пределами Российской Федерации.
На Роспатент возложено также ведение Государственного реестра изобретений РФ; Государственного реестра полезных моделей РФ; Государственного реестра промышленных образцов РФ.

К полномочиям, связанным с нормотворческой и правоприменительной функциями, относятся представление в Министерство экономического развития РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Роспатента, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Роспатента.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Роспатент осуществляет рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением.

В случаях, предусмотренных ст. ст. 1401 – 1405 ГК РФ, т.е. в отношении секретных изобретений (§ 7 гл. 72 ГК РФ), предусмотренные п. 3 ст. 1246 ГК РФ действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

На сегодняшний момент п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” и Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” являются органами, уполномоченными рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности “особой важности” или “совершенно секретно”, а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности “секретно”.

Целесообразность создания “мегарегулятора” в сфере интеллектуальной собственности – органа, который бы аккумулировал все полномочия по государственному регулированию в данной сфере, – вопрос актуальный, но не решенный окончательно. Ряд законодательных инициатив направлен на перераспределение полномочий по государственному регулированию в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в патентно-правовой сфере, в пользу отдельных федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства обороны РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 316 утверждены Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, составу сведений о заявке на выдачу патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, порядку проведения информационного поиска при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем, порядку и срокам информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение и публикации отчета о таком поиске, порядку и условиям проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение по ходатайству заявителя или третьих лиц и предоставления сведений о его результатах, составу сведений о выдаче патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, составу сведений, указываемых в патенте на изобретение, формы патента на изобретение.

Процедура разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг урегулирована специальным нормативным правовым актом – Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” (далее – Постановление N 373).

Регламент – это нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей, в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (абзац второй п. 1 Постановления N 373).

Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития РФ (абзац первый п. 8 Постановления N 373). Пункт 14 Постановления N 373 определяет стандарт предоставления государственной услуги. В приложении к регламенту приводится блок-схема предоставления государственной услуги (п. 16 Постановления N 373).
Предоставление Роспатентом государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата регулируется соответствующим Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 315.

Аналогичная государственная услуга в отношении полезной модели урегулирована Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 702.

В годовом отчете Роспатента за 2017 г. приводится статистика, отражающая сроки предоставления государственных услуг, из которой следует, что за период с 2015 по 2017 г. средний срок длительности экспертизы заявок на изобретения снизился с 10,3 до 8,95 месяцев, при этом средний срок рассмотрения заявки на полезную модель на этапе экспертизы по существу составил 3,42 месяца, на промышленный образец – 6,05 месяца.

Согласно п. 4 Постановления N 218 Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей федеральные государственные учреждения. Так, Роспатент осуществляет функции и полномочия учредителя Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее – Федеральное агентство).

Основными целями деятельности Федерального агентства являются информационно-аналитическое обеспечение проведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности проверок деятельности государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета; техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения; техническое и информационно-аналитическое обеспечение выполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности полномочий по подтверждению урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации; участие в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, право использования которых предоставляется государственными заказчиками исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 “О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”).

Роспатент осуществляет функции и полномочия учредителя Федерального государственного бюджетного учреждения “Федеральный институт промышленной собственности” (далее – ФГБУ ФИПС), предметом деятельности которого является, согласно его Уставу, проведение подготовительных работ для осуществления учредителем (Роспатентом) юридически значимых действий, связанных с правовой охраной изобретений (секретных изобретений), полезных моделей, промышленных образцов и ряда других объектов.

Целью деятельности ФГБУ ФИПС является оказание государственных услуг (выполнение работ) по основным видам деятельности физическим и юридическим лицам в соответствии с целями, для достижения которых он создан, и государственным заданием, утверждаемым учредителем с учетом необходимости соблюдения установленных сроков выполнения подготовительных работ.

В соответствии с указанными предметом и целями ФГБУ ФИПС в установленном порядке принимает, регистрирует и проводит экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, в том числе секретное, полезную модель, промышленный образец; проводит информационный поиск по ходатайствам заинтересованных лиц; рассмотрение заявлений, ходатайств и подготовку проектов решений учредителя, касающихся продления срока действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также досрочного прекращения действия патента в связи с неуплатой патентной пошлины; рассмотрение ходатайств о прекращении действия на территории Российской Федерации авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образцы и патентов СССР на изобретения, выданных на имя Государственного фонда изобретений СССР, с одновременной выдачей патентов Российской Федерации на оставшийся срок и подготовку по результатам их рассмотрения проектов решений учредителя; рассмотрение предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представленных на государственную регистрацию отчуждения исключительного права по договору; залога исключительного права; предоставления права по договору; перехода исключительного права без договора в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; договоров коммерческой концессии; сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации, и подготовку по ним проектов решений учредителя; рассмотрение возражений и заявлений, касающихся решений по результатам экспертизы заявок на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; признания недействительным предоставления или досрочного прекращения действия правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, подготовку по ним проектов решений учредителя; рассмотрение предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, относящихся к заявкам на результаты интеллектуальной деятельности, заявлениям, возражениям, ходатайствам, документам, указанным в п. п. 2.3.1.1 – 2.3.1.7 Устава ФГБУ ФИПС, и подготовку по ним проектов решений учредителя; осуществление подготовки отзывов на исковые заявления по вопросам оспаривания в судебном порядке решений учредителя и представительства в судах по данным вопросам; осуществление подготовки заключений по запросам федеральных органов исполнительной власти, других органов власти в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

На основании решений учредителя ФГБУ ФИПС вносит записи в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Реестр сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации.

ФГБУ ФИПС осуществляет техническое оформление выдаваемых учредителем патентов и свидетельств и их дубликатов и обеспечивает выпуск официальных бюллетеней и других изданий учредителя по вопросам правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, являющихся научными периодическими изданиями.

Координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы по интеллектуальной собственности осуществляет Министерство экономического развития РФ (п. 2 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 <1>) (далее – Постановление N 437).

Министерство экономического развития РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, контроля и надзора в указанной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также по нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, в том числе входящих в состав единой технологии (абзац девятый п. 1 Постановления N 437).

Министерство экономического развития РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты, определяющие состав публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (на сегодня действуют три Приказа Минэкономразвития России: от 25 мая 2016 г. N 316, от 30 сентября 2015 г. N 701, от 30 сентября 2015 г. N 695 <1>).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нано-технологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности (п. 1 Положения о Минобрнауки России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466) (далее – Постановление N 466).

Минобрнауки России осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Минобрнауки России (п. 5.24 Постановления N 466).

Министерство ведет реестр учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, в том числе изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств – бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями и автономными учреждениями (п. 5.26(2) Постановления N 466).

В Положении о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 <1> (далее – Постановление N 331), прямо не упоминаются полномочия, относящиеся к сфере интеллектуальной собственности.

Вместе с тем конституционные положения, гарантирующие в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), распространяются и на отношения в сфере интеллектуальной собственности с учетом требований Федерального закона “О защите конкуренции”.
В связи с этим полномочия ФАС России в установленной сфере деятельности (п. 5 Постановления N 331) применимы также к сфере экономической составляющей патентно-правовых отношений.

Так, на основании п. 5.3.2.9 Постановления N 331 ФАС России выносит предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе “О защите конкуренции”.

Также ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.13 Постановления N 331).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)