Урегулирование конфликта интересов

На гражданской службе в той или иной мере действуют все рассмотренные выше конфликты. Но государственно важным и специфическим для служебной деятельности является конфликт интересов, который по преимуществу относится к внутригрупповым (внутриорганизационным) конфликтам.

Понятие «конфликт интересов» имеет широкое содержание. По СИ. Ожегову, интерес — это внимание, значительность, потребность, выгода.

В нашем контексте «конфликт интересов» означает, прежде всего, противоречия, связанные с материальной выгодой. В зарубежных странах это понятие давно применяется и активно разрабатывается.

В «Рекомендации № R (2000) 10 Комитета министров Совета Европы о Кодексах поведения для государственных служащих», принятой 106-й сессией Комитета министров 11 мая 2000 г. указано, что личная заинтересованность не должна влиять на прохождение государственной службы, исполнение человеком своих должностных обязанностей.

В п. 2 ст. 21 указано, что «государственный служащий не должен пытаться влиять в частных целях на какое-либо лицо или организацию, в том числе на других государственных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им личные выгоды».

В США в органах государственного управления используются три понятия: харрасмент (злоупотребление служебным положением в разных целях), политкорректность и конфликт интересов.

Последнее означает ситуацию, когда у государственного служащего или политического руководителя появляется возможность (только возможность) принять решение в пользу близкого ему человека.

Например, губернатор штата Род-Айленд был лишен поста из-за того, что после  выборов он первым делом отдал (без учета конкурса) подряд накрупное строительство той фирме, президент которой финансировал его избирательную компанию.

В России понятие «конфликт интересов» используется преимущественно в законодательстве о предпринимательской деятельности и рынке ценных бумаг. Данной категорией оперируют федеральные законы от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 38), от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 36.24), от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ст. 44), от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ст. 35), от 1 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ст. 43), от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др. Что касается государственного управления и конкретно государственной службы, то впервые оно было дано в Указе Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885.

Источниками конфликта интересов в сфере государственной (гражданской) службы в настоящее время являются, во-первых, недооценка труда государственных служащих по сравнению с трудом политических руководителей (представителей нанимателя), а во-вторых, их незащищенность в правовых вопросах и, в частности, в вопросах увольнения с государственной (гражданской) службы, а также достаточно низкая заработная плата.

По совокупности эти источники делают государственную службу непрестижной и работающие на ней стремятся как-то укрепить свой социальный статус подчас нелегитимными методами.

Итак, согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Интересно
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства (или свойства), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа.

В состав комиссии входят:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы),
  • представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
  • представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Составы комиссий по урегулированию конфликта интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ.

В настоящее время заметно активизировалась борьба с проявлениями конфликта интересов в органах государственной власти. Так, Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 создан Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, в рамках которого действует Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Она предназначена для рассмотрения ситуаций, при которых личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности (представители нанимателя), должности государственных гражданских служащих могут повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей.

Для того чтобы не допускать конфликта интересов, а также контролировать незаконные доходы (неосновательное обогащение) гражданских служащих, естественно, важно и необходимо постоянно следить за их законными (основательными) доходами.

С этой целью в данном федеральном законе в ст. 20 предусматривается представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного содержания.

В ней говорится, что гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Эти сведения являются информацией конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонд общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, несет ответственность в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

Сведение о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

Положение о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждаются соответственно указом Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований настоящей статьи.

Очевидно, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» лишь фрагментарно представлены характеристики конфликта интересов и законодательные установки по его профилактике и разрешению.

Здесь он сводится исключительно к материальным интересам, тогда как данная проблема имеет и другие аспекты, например, личную выгоду, укрепление собственного политического положения и др. В законе также не прописан порядок создания комиссии по урегулированию конфликта интересов, а указывается только ее состав.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)