Учет затрат и управление затратами

На первом этапе формирование стоимости участия в выставке происходит за счет оплаты труда штатных маркетологов, оценивших необходимость участия в данном мероприятии, определивших цели участия и разработавших концепцию демонстрации своих достижений. В бухгалтерском учете в этой связи выполняется проводка: Дт 44 – Кт 70 – начислена заработная плата штатным маркетологам.

На втором этапе формирование стоимости участия в выставке происходит за счет оплаты труда специалистов агентства маркетинговых коммуникаций, которыми была спланирована рекламная кампания и подготовлены рекламные материалы (буклеты, сувениры и т. д.).

В бухгалтерском учете в этой связи выполняется проводка: Дт 44 – Кт 60 – начислена оплата за услуги АМК.

На третьем этапе формирование стоимости участия в выставке происходит за счет оплаты труда частных лиц, приглашенных для обслуживания выставки (промоутеры, фотографы, официанты, переводчики). В бухгалтерском учете в этой связи выполняется проводка: Дт 44 – Кт 60 – начислена оплата услуг частных лиц.

На четвертом этапе формирование стоимости участия в выставке происходит за счет оплаты труда собственных, штатных специалистов, обеспечивавших функционирование экспозиции (стендисты, технологи, секретари, менеджеры). В бухгалтерском учете в этой связи выполняется проводка: Дт 44 – Кт 70 – начислена заработная плата штатным специалистам.

На пятом этапе формирование стоимости участия в выставке происходит за счет оплаты аренды и прочих расчетов с организатором выставки. В бухгалтерском учете в этой связи выполняются проводки: Дт 44 – Кт 60 – начислена оплата участия в выставке (включая арендную плату организатору).

Дт 60 – Кт 51 – произведены расчеты с организатором выставки за участие в мероприятии.

Иногда сюда добавляются расчеты с транспортными организациями (по доставке оборудования и образцов), подрядными организациями (по монтажу и/или ремонту выставочных конструкций) и т. д. Рассмотрим всю совокупность издержек, сопутствующих участию в выставочной деятельности, в разрезе статей калькуляции.

Рекомендуется сгруппировать все эти расходы по такому признаку, как место возникновения затрат (подчас совпадает с центром ответственности), чтобы в конечном итоге получилось десять групп, каждая из которых, однако, включает неодинаковое число статей калькуляции.Первая группа представлена затратами на обеспечение работы персонала в подготовительный период.

Сюда относятся:

  • затраты, связанные с выбором выставки (доступ в базы данных, расходы на Интернет);
  • затраты на персонал, участвующий в подготовке;
  • административные расходы;
  • расходы на связь (почта, телекоммуникации) в целях общения с организатором выставки, будущими посетителями, СМИ;
  • создание пресс-релизов, проведение рекламной кампании и иные расходы.

Далее идут расходы на стенд – его проектировку, застройку и т. д. Краткий перечень статей расходов, связанных с созданием выставочного стенда (а также с размещением экспозиций на открытых площадках), приводится ниже.

Сюда относятся:

  • расходы на аренду необустроенных выставочных площадей, внутри и вне павильонов;
  • проектирование и изготовление стенда (оплата труда дизайнеров и подрядчиков, а также вспомогательных устройств, например осветительных, и материалов – «стеновых» элементов, отделочных, лакокрасочных);
  • распаковка и монтаж конструкций стенда и элементов его интерьера, установка сантехники и кондиционеров;
  • оборудование стенда (расходы на обстановку, мебель, утварь, создание гардероба и склада, канцтовары, компьютерную технику и стационарные телефоны);
  • транспортные расходы (на доставку материалов, оборудования и т. д.).

Следующая группа включает в себя разнообразные издержки, связанные с созданием и оформлением экспозиции.

Сюда относятся:

  • расходы на запаковку и хранение образцов (экспонатов), на упаковочные материалы и их хранение;
  • расходы на устройства для демонстрации образцов, в том числе их виртуального показа.

Другая крупная группа затрат представлена эксплуатационными расходами:

  • плата за электроэнергию, водоснабжение, телефонную связь;
  • оплата охраны экспозиции;
  • расходы по обслуживанию компьютерной техники, копировального и факсимильного оборудования;
  • уборка внутри стенда, удаление отходов со стенда.

Немалую долю в издержках занимают расходы по содержанию персонала:

  • стоимость проездных билетов и оплата гостиничных номеров, другие командировочные расходы;
  • обучение, тренинг основного (стендисты, секретари) и вспомогательного персонала (водители, переводчики, обслуга и т. д.);
  • оплата труда основного и вспомогательного персонала.

Калькулирование стоимости участия в выставке, как видно, осуществляется в несколько этапов, соответствующих стадиям обобщения (аккумулирования) данных в разрезе состава затрат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)