Учебно-педагогический диалог

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как типизированное речевое построение, модель, отражающую специфические условия и цели общения учителя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения.

Для создания педагогического диалога необходимо знание:

  • совокупности экстралингвистических факторов;
  • типичных структурно-смысловых частей диалогического текста;
  • специфики речевой организации педагогического диалога в различных ситуациях урока.

К экстралингвистическим предпосылкам организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо отнести обстановку, в которой протекает общение, содержательно-тематическую сторону коммуникации, а также функции и социально-коммуникативные отношения (роли) участников общения (адресанта – адресата).

Педагогический диалог на этапе объяснения представляет собой текст, отражающий процесс речевого общения учителя и учащихся на уроке.

Особенности объяснительной речи учителя в учебно-педагогическом диалоге обусловлены, с одной стороны, наличием в ней признаков «устности» и «разговорности», с другой стороны, лежащими в ее основе научно-учебным и научно-популярным подстилями изложения.

Основными текстовыми признаками педагогического диалога на этапе объяснения следует назвать информативность, тематическое единство, структурно-смысловую целостность, завершенность, связность, стилистическое и интонационное единство.

Категория информативности считается основной текстовой категорией, потому что «содержание текста как некоего законченного целого – это его информация», при этом различают содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию.

Содержательно-фактуальная содержит сообщение о фактах, событиях, процессах (происходящих, происходивших, которые будут происходить). Содержательно-концептуальная раскрывает авторское понимание отношений между явлениями, фактами, событиями, описанными средствами содержательно-фактуальной информации.

Следующим важным текстовым признаком педагогического диалога на этапе объяснения нового материала следует признать признак тематической целостности (тематического единства). Порождение текста происходит путем развертывания некоего доминирующего смыслового ядра.

Это доминирующее смысловое ядро и есть тема текста, обобщенное, концентрированное, «сжатое» текстовое содержание. Правомерно говорить о тематической целостности текста, если в тексте можно выделить «смысловое ядро», если текст можно озаглавить.

Важнейшей текстовой характеристикой является структурно-смысловая целостность, которая соотносима с членимостью текста.

В объяснительном учебном диалоге можно выделить три структурно-смысловые части: зачин (начальный этап диалога); средняя часть (этап середины диалога); концовка (этап завершения диалога).

Зачин чаще всего включает вступительное слово учителя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.

Средняя часть (центральная часть диалога) является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам процесс разрешения проблемы.

Заключительный этап диалога – это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.

Рассмотрим несколько примеров специфических речевых средств:

  • Зачин:
    • на прошлом уроке мы говорили о…;
    • мы с вами уже говорили, что…;
    • мы знаем, что…;
    • вы уже знаете, что…;
    • сегодня на уроке мы повторим…;
    • прежде чем начать новую тему, вспомним…;
    • повторим тему…;
    • прослушаем начало объяснения и сформулируем тему урока…;
    • запишем название темы урока и определим последовательность действий.
  • Средняя часть:
    • – начинаем рассуждать так…;
    • самое главное в нашей проблеме – это…;
    • именем существительным называется…;
    • определение звучит так…;
    • первая часть проблемы может быть сформулирована и записана так…;
    • переходим к главному. Обратите внимание на то, что…;
    • выделим подчеркиванием главную информацию. Повторяю ее…;
    • обратите внимание на пример. Он подтверждает основной тезис о том, что…
  • Заключительная часть:
    • итак, мы повторили…;
    • таким образом, мы с вами назвали…;
    • подведем итог…;
    • сделаем вывод…;
    • следовательно…

Композиционное членение диалогического текста на структурно-смысловые части помогают осуществлять специфические речевые средства, называемые композиционными сигналами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)