Участники наградного производства

Значимой процессуальной характеристикой наградного производства, вытекающей из специфики наградного производства и наградного дела в целом, является система участников наградного производства.

В юридической науке высказывались мнения относительно участников поощрительного производства. П.И. Кононов, а вслед за ним О.С. Беркутова считают, что в поощрительном производстве имеется, как правило, сложный состав участников. В частности, участниками наградного производства, по их мнению, являются:

  • орган, ходатайствующий о награждении физического лица (ходатайствующий орган), в качестве которого может выступать орган государственного управления, администрация предприятия, учреждения, организации, орган местного самоуправления;
  • орган, предварительно рассматривающий ходатайство и направляющий представление о награждении в вышестоящий орган (представляющий орган), которым может, в частности, являться орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти;
  • орган, разрешающий дело по существу и принимающий решение о награждении (поощрительный орган), например, Администрация Президента Российской Федерации или Президент Российской Федерации;
  • административный орган, награждающий (вручающий награду) гражданина (награждающий орган) – Президент Российской Федерации либо иные уполномоченные им органы и должностные лица;
  • физическое лицо (группа физических лиц), представляемое к государственной награде (соискатель).

Сторонами в наградном производстве выступают ходатайствующий, представляющий, поощряющий и награждающий органы. Соискатель является не стороной, а заинтересованным лицом, поскольку не совершает в данном производстве никаких юридически значимых действий.

Участниками премиального производства, по мнению названных авторов, являются, как правило:

  • ходатайствующий орган, выдвигающий работы в области науки, техники, культуры и искусства на соискание соответствующей премии, в качестве которого может выступать ученый, научный или научно-технический совет, совет организации (предприятия), а также другие органы и организации;
  • представляющий орган, направляющий соответствующие предложения о присуждении государственной премии в компетентный орган, имеющий право принимать решения о премировании (Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Комиссия при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники и другие);
  • премирующий орган, рассматривающий поступившие предложения и принимающий решения о присуждении соответствующих премий (Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти);
  • соискатель премии, то есть физическое лицо или группа физических лиц (авторский коллектив), работа которых представляется на соискание соответствующей премии.

Сторонами в премиальном производстве являются только административные органы: ходатайствующий и премирующий. Соискатель в этом производстве выступает только в качестве заинтересованного лица, поскольку не совершает в ходе возбуждения и разрешения премиального дела никаких юридически значимых действий.

Однако с вышеуказанным мнением нельзя согласиться. В наградном производстве реализуется только один интерес, а именно – публичный. Частные интересы не учитываются ни при каких условиях, ни на одной из стадий наградного производства, ни по одному из возникающих в ходе наградного производства вопросов. Участников наградного производства, реализующих в наградном производстве частный интерес, нет и быть не может.

При рассмотрении состава участников наградного производства следует учитывать, что процессуальные отношения возникают для обеспечения операций, связанных с нормами материального права, но имеют, как правило, иной состав участников, чем связанные с ними материальные отношения, поскольку процессуальные отношения складываются не ради осуществления своих интересов, а ради реализации «чужого» интереса, заложенного в материальных отношениях.

Принято считать, что в административно-распорядительном процессе, в структуру которого (или аналогичного ему) многие авторы помещают поощрительное производство, основными участниками (сторонами), между которыми возникает процессуальное отношение, являются всего две категории лиц:

  • лицо (лица), заинтересованное в реализации своих субъективных юридических прав (заявитель) или обязанностей (обязанное лицо);
  • административный орган (должностное лицо этого органа), который компетентен принять правоприменительное решение, позволяющее реализовать эти права или обязанности.

Но к наградному производству этот тезис о субъектном составе процессуального правоотношения не применим.

Наградное производство оформляет порядок реализации двух материальных правоотношений:

  • абсолютного, возникающего между награждающим субъектом или неопределенным кругом подвластных ему лиц;
  • относительного, складывающегося между награждающим субъектом и награжденным лицом.

Однако неопределенный круг лиц (любое подвластное лицо), разумеется, не может выступать в качестве участника наградного производства. В наградном законодательстве четко определяются категории лиц, допускаемых к наградному производству, а также их процессуальные роли.

Награжденное лицо тоже не является постоянным участником наградного производства. Оно появляется в материальном правоотношении и наградном производстве только после издания акта о награждении, тогда как на первоначальных стадиях производства награжденное лицо неизвестно, в качестве награждаемого лица в производстве оно не участвует, не выполняет никакой процессуальной роли, не имеет процессуальных прав и обязанностей.

Что же касается награждающего субъекта, то, несмотря на его участие в обоих названных материальных правоотношениях, он не участвует в производстве на всех его стадиях.

Таким образом, стороны материальных наградных правоотношений не обязательно выступают участниками наградного производства на всех его стадиях. Это означает, что в наградном производстве вообще нет субъектов и сторон наградного производства, то есть постоянных участников производства (властных и невластных), присутствующих на всех его стадиях.

В наградном производстве речь ведется исключительно об участниках наградного производства. Наградное производство является однонаправленным процессом, который заключается в выявлении и выражении публичной оценки относительно деяний и личности награждаемого (награжденного) лица. Участники наградного производства различаются по своей роли в формировании и выражении публичной оценки.

  • По данному критерию они образуют три группы, соотносящиеся с субъектами материальных наградных правоотношений:
    • награждающий субъект и его агенты;
    • награжденное лицо, его наследники, а также правопреемник награжденной организации и орган (организация), принявший решение о реорганизации награжденной организации;
    • другие участники наградного производства.

Награждающий субъект участвует и в абсолютном, и в относительном материальных наградных правоотношениях. В процессуальном отношении ему соответствуют награждающий субъект и его агенты, выполняющие процессуальную роль итоговой решающей инстанции и исполнителя наградных решений. В наградном производстве они участвуют со стадии принятия решения о награждении.

Награждающий субъект вправе принимать все итоговые решения материально-правового значения (о награждении, правопреемстве, об отмене награждения, о лишении награды, восстановлении в правах на награду) и разрешать вопросы о наградных символах и документах. В основные процессуальные обязанности награждающего субъекта входит рассмотрение обращенных к нему наградных вопросов, а также сообщение (вручение) награжденному лицу или его наследникам присужденной награды.

Агентами награждающего субъекта могут быть руководители органов публичной власти, члены коллегиальных органов публичной власти (депутаты, члены правительств и коллегий и т.п.), воинские начальники, другие официальные должностные лица, а также руководители организаций и наградная комиссия.

В советское время функции агентов награждающего субъекта (Президиума Верховного Совета СССР) при награждении некоторыми медалями СССР возлагались на коллегиальные органы – местные Советы народных депутатов. Агенты награждающего субъекта по его поручению, отданному в общем виде или по особому случаю, выполняют часть его процессуальной роли.

При этом на агентов награждающего субъекта могут быть возложены только следующие функции:

  • принятие итогового решения о награждении (итоговое утверждение списков на награждение в списочном наградном производстве) – на официальных должностных лиц;
  • сообщение (вручение) наград, а равно вручение наградных символов и документов на более поздних стадиях наградного производства – на официальных должностных лиц или руководителей организаций;
  • разрешение вопросов о наградных символах и документах (выдача дубликата или муляжа наградного символа, дубликата наградного документа, замена наградных символов и документов, возвращение наградных символов и документов награжденному лицу или его наследникам, возвращение наградных символов и документов награждающему субъекту, передача наградных символов и документов на хранение и экспонирование в музеи) – на официальных должностных лиц или наградную комиссию.

Вопросы отмены награждения, лишения награды, разрешения правопреемства и восстановления в правах на награду не принято передавать в ведение агентов награждающего субъекта, поскольку эти вопросы не носят массового характера и требуют особо внимательного рассмотрения.

Награжденное лицо и его наследники являются субъектами относительного материального наградного правоотношения, а в наградном производстве участвуют со стадии сообщения (вручения) награды.

Награжденное лицо обладает следующими основными процессуальными правами, наряду с другими, менее значимыми:

  • получить полагающиеся ему наградные символы и документы;
  • обращаться с заявлением о выдаче дубликатов (муляжей) наградных символов, дубликатов наградных документов в случаях их утраты в обстановке, когда предотвратить утрату не было возможности;
  • дать согласие на передачу своих наградных символов и документов на хранение и экспонирование в музей;
  • обратиться с заявлением о восстановлении в правах на награду.

Наследники награжденного лица обладают меньшим объемом прав, важнейшие из которых:

  • право получить наградные символы и документы посмертно награжденного лица или лица, которому не были прижизненно вручены наградные символы и документы;
  • право давать согласие на передачу находящихся у них наградных символов и документов в музей на хранение и экспонирование.

Правопреемник награжденной организации, а также орган (организация), принявший решение о реорганизации награжденной организации, вправе, если это предусмотрено наградным законодательством или допускается наградной практикой, просить награждающего субъекта разрешить вопрос о правопреемстве в наградных отношениях.

Другие участники наградного производства выполняют процессуальную роль выразителей публичных интересов и общественного мнения относительно заслуг и личности награждаемого лица, а также по другим наградным вопросам.

Они процессуально представляют неопределенный круг подвластных лиц, являющихся субъектами абсолютного материального наградного правоотношения и претерпевающих позитивную оценку, выражаемую награждающим субъектом. Данная группа участников наградного производства, как и награждающий субъект (его агенты), дает оценку деяний и личности награждаемого лица, но эта оценка является не итоговой, а принимает только форму рекомендаций для награждающего субъекта (его агентов).

В данную группу участников наградного производства входят:

  • инициатор награждения, возбуждающий ходатайство о награждении;
  • согласующие инстанции, поддерживающие ходатайство о награждении или рекомендующие не применять награду;
  • представляющая инстанция, выполняющая функцию представления к награде, представления к отмене награждения или представления к лишению награды, а также функцию подачи ходатайства о восстановлении в правах на награду;
  • экспертные инстанции, выражающие профессиональное или иное узкоспециальное мнение относительно заявленных для вознаграждения
    достижений в порядке предварительного рассмотрения представления к награде;
  • наградная комиссия, выполняющая функцию общественной оценки заслуг и личности награждаемого (награжденного) лица в порядке предварительного рассмотрения представления к награде, представления к отмене награждения или представления к лишению награды, а также ходатайства о восстановлении в правах на награду;
  • ходатайствующая инстанция, направляющая обращение о выдаче награжденному лицу дубликата (муляжа) наградного символа, дубликата наградного документа в случае их утраты в обстановке, не позволявшей предотвратить потерю;
  • музеи или органы публичной власти, ходатайствующие о передаче наградных символов и документов в музеи на хранение и экспонирование;
  • согласующие инстанции, поддерживающие или отклоняющие ходатайство музея о передаче им на хранение и экспонирование наградных символов и документов.

Процессуальное положение названных участников наградного производства подробно рассматривается применительно к соответствующим стадиям производства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)