Ценовая эластичность спроса

На формирование цены существенное влияние оказывает т. н. ценообразующие факторы. Они представляют собой различные объективные условия, которые предопределяют уровень, структуру, пропорции и динамику цен на товары и услуги.

К основным факторам, влияющим на уровень цен, относятся:

  • спрос и предложение;
  • конкуренция;
  • состояние финансово-кредитной системы;
  • государственное регулирование цен;
  • поведение участников каналов товародвижения и потребителей;
  • издержки по производству и реализации продукции.

Спрос в формировании цены товара

Объем спроса определяется тем количеством товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. Спрос зависит от многих факторов (например, цены на товары-заменители, количество покупателей и др.), главным из которых является цена товара.

Зависимость между ценой товара (P – price) и спросом на него (Q – quantity) описывается т. н. «кривой спроса» (рис. 2.1).

Кривая спроса устанавливает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством. Действительно, чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. С другой стороны, увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

Не менее важную роль в установлении рыночной цены играет т. н. предложение.

Кривая спроса устанавливает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством. Действительно, чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. С другой стороны, увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены
на него.

Не менее важную роль в установлении рыночной цены играет т. н. предложение.

Предложение – это количество товара, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой товара (P) и его предложением (Q) может быть представлена в виде т. н. кривой предложения (рис. 2.2).

Кривая предложения устанавливает прямо пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством, т. е. повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж (см. стимулирующую функцию цены).

На величину предложения товара (как и на величину спроса) кроме цены оказывают влияние и другие факторы: например, цены на товары-конкуренты, количество продавцов, уровень технологии производства, государственная политика в области налогообложения и др.

Под действием этих факторов кривая предложения может смещаться в ту или другую сторону. Так, например, при увеличении количества продавцов, продающих товар по одной и той же цене P1, предложение увеличивается с Q1 до Q2.

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан (рис. 2.3).

Рассмотрим механизм рыночного ценообразования для свободного конкурентного рынка, где спрос и предложение товара в основном зависит от его цены.

Если покупатели пожелают купить товар по цене, которая ниже равновесной, то спрос окажется больше, чем предложение. Возникает дефицит товара. Вследствие этого цена будет возрастать до тех пор, пока предложение не уровняется со спросом (т. н. давление на цены снизу).

Если же продавцы пожелают продать товар по цене, которая выше равновесной, то предложение окажется выше спроса. Образуется избыток товара. Вследствие этого цена будет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся (т. н. давление на цены сверху).

Интересно
Таким образом, на свободном конкурентном рынке в условиях, когда спрос и предложение товара в основном зависят от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, которая соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

На реальном рынке, кроме цены, действует ряд других неценовых факторов. Они также влияют на спрос и предложение, что приводит к смещению соответствующих кривых. При этом изменяется и равновесная цена.

1 cлучай – фиксированное предложение (т. е. неизменное предложение, не зависящее от неценовых факторов) и изменяющийся под действием этих же факторов спрос (рис. 2.4).

Как видно из графика, по мере увеличения спроса на товар, которое соответствует перемещению кривой спроса из положения С₁ в положение С₂ и далее в положение С₃, точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2 и затем в положение 3.

При этом равновесная цена Рр соответственно возрастает от значения Рр1 до значения Рр2 и далее до значения Рр3. В случае снижения спроса на товар (при неизменном предложении) имеет место обратная картина, т. е. равновесная цена падает.

2 cлучай – фиксированый спрос (т. е. неизменный спрос, не зависящий от неценовых факторов) и изменяющееся под действием этих же факторов предложение (рис. 2.5).

 

Как видно из графика, по мере увеличения предложения товара, которое соответствует перемещению кривой предложения из состояния П1 в состояние П2 и далее в П3, точка равновесия перемещается из положения b1 в положение 2 и затем в положение 3. При этом происходит снижение равновесной цены с уровня Рр1 до уровня Рр2 и Рр3. В случае уменьшения предложения (при неизменном спросе) наблюдается обратная картина (т. е. равновесная цена возрастает).

В отличие от свободного конкурентного рынка реальные рынки в той или иной степени монополизированы. На монопольном рынке спрос на товар соответствует кривой спроса, а кривая предложения определяется поведением рыночного монополиста.

Он руководствуется стремлением при заданном спросе извлечь за счет продажи товара как можно большую прибыль и на этой базе строит своё предложение товара. Таким образом, на монопольном рынке, наряду со спросом, цена формируется под воздействием принципа максимизации прибыли производителя (продавца) товара.

Забегая вперед, отметим, что совокупные издержки (И сов.) складываются из постоянных (И пост.) и переменных издержек (И пер.), которые, в свою очередь, зависят от объема производства продукции (V), т. е.:

где И₁ – средние переменные издержки в расчете на единицу товара.

Определим совокупные издержки производства единицы товара (И ед ). Они составят:

Из формулы 2.2 видно, что совокупные единичные издержки уменьшаются с ростом V и стремятся к единичным переменным издержкам И₁.

Теперь определим суммарную прибыль (ПР) производителя (продавца) от производства и продажи V единиц товара. Она будет равна:

Монополист будет искать такую комбинацию объема V, цены Р и издержек И с учетом их взаимосвязи, при которой прибыль ПР окажется максимальной.

Графически это соответствует монопольному предложению Пм и равному ему спросу (См), для которых справедливо выражение:

где Рм – монопольная цена; Им – издержки монополиста; Пм – предложение монополиста.

Таким образом, при объеме производства, равном Пм. (т. е. V = Пм₎, производитель получит наибольшую прибыль.

Для наглядности приведем иллюстрированный числовой пример. Предположим, что производитель способен выпустить от 100 до 300 единиц товара. В соответствии с кривой спроса каждому объему производимых и продаваемых товаров соответствует цена, значение которой, а также издержки монополиста зафиксированы в табл. 2.1.

Из табл. 2.1 видно, что производитель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет выпускать и продавать 150 единиц товара по цене 800 руб. за единицу, что принесет ему прибыль 45 000 руб.

Жестко устанавливая объем выпуска и продаж товара, монополист, по сути, диктует и цену товара, ибо он своим выпуском предопределяет объем спроса, который может быть удовлетворен, а тем самым и цену спроса. Она же есть и цена предложения, максимизирующая прибыль.

Понятно, что в этих условиях поведение производителя не согласуется со стремлением наращивать объем производства и продаж, так как и при ограниченных объемах выпуска товара он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен.

Это обстоятельство в полной мере проявляло себя в российской экономике переходного периода и являлось одной из главных причин спада производства. Кроме этого, монополизм не создает стимулов к сокращению издержек производства и обращения, т.к., если товар пользуется спросом на рынке, то издержки перекрываются высокими ценами, ложась на плечи потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)