Ценности

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются не только потребности, но и ценности. Проблема ценностей, ценностных ориентаций является предметом разностороннего изучения в социологии, философии, психологии, но большинство работ по изучению этого вопроса выполнена в рамках социологии. Само же понятие впервые введено в 1912 г. У. Томасом и Ф. Знанецким.

В связи с разнообразием подходов к проблеме ценностей, ценностных ориентаций существует неопределенность дефиниций этих понятий. В психологии понятие ценностной ориентации используется при определении характера отношения человека к миру, его наиболее обобщенного аффективного аспекта, при этом ценностные ориентации понимаются как элемент структуры сознания личности (интересы, убеждения, идеалы, диспозиции).

Ценности — это предметы, явления действительности, которые являются или могут являться объектом стремления, интереса, потребности для какого6нибудь субъекта. Разумеется, ценности могут существенно меняться на протяжении даже короткого срока, но в своей совокупности сохраняются тысячелетиями для общества и человечества в целом. Без определения сущности общечеловеческих ценностей невозможно понять и принять субъективную для каждого человека ценность, особенность которой может проявиться лишь в сравнении, соотнесении ее с чем-то общим, с каким-то эталоном. Жизнь является условием реализации любых ценностей, поэтому ценность жизни следует признать базовой ценностью.

Конечно, для каждого человека любая ценность приобретает индивидуальную окраску и форму, присущую только данной личности. Социальные ценности, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения. Превращение социальной ценности в личную происходит только тогда, когда человек ощущает и воспринимает ее как собственную. Тогда в структуре конкретной личности возникает и закрепляется личностно значимая ценность — идеальное представление о направлении, задающем жизненный тон и выступающем источником смыслов.

В психологии ценности рассматриваются в тесной взаимосвязи с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности.

Выделяются следующие признаки ценностей:

  • общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ценности организованы в системы;
  • истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
  • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Наука, занимающаяся изучением ценностей, называется аксиологией, т. е. это наука о ценностях жизни и культуры, исследующая важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

Одной из важнейших психологических характеристик зрелой личности является система ее ценностных ориентаций, которая образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Понятие ценностные ориентации было введено Т. Парсонсом в 1962 г. Выделяют пять основных типов трактовки этого понятия:

  1. как направленность личности;
  2. как потребность;
  3. как индивидуальный опыт социальной жизнедеятельности;
  4. как внутриличностное образование;
  5. как источник сознательной деятельности и поведения.

Ценностные ориентации очень часто определяются через понятия отражения, установки (аттитюда) (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко). Так, в теории Узнадзе ценностные ориентации —  фиксированные установки относительно тех элементов социальной действительности, которые обладают высокой ценностью для индивида. Генетически ценностные ориентации образуются из отбора актуальных установок после объективации, осознания субъектом своего поведения с точки зрения социальных норм и ценностей. В зарубежной психологии наравне с терминами «ценность», «ценностные ориентации» используется понятие «аттитюд», обозначающий внутреннюю позицию человека, выражающуюся в готовности действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом.

М. Рокич понимал ценностные ориентации как абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наиболее объективным нам представляется следующее определение: ценностные ориентации — это личностное образование, отношение личности к ценности, которое характеризуется осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, готовностью реализовать ценность в деятельности.

Ценностные ориентации личности представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность. Ценностные ориентации личности регулируют поведение человека на уровне определения целей жизнедеятельности, способов достижения этих целей, формируя отношение субъекта к окружающему миру, себе, своему поведению, так как составляют внутренний критерий этого отношения.

По Т. Парсонсу, существуют два вида ориентации: мотивационная, относящаяся к тем аспектам ориентации деятеля на окружающую ситуацию, которые способствуют действительному или возможному удовлетворению или неудовлетворению потребностей деятеля; ценностная, относящаяся к тем аспектам ориентации деятеля, которые связывают его с соблюдением определенных норм, стандартов, критериев отбора. Оба вида включают три основных момента: катектический (волевой), когнитивный, оценочный.

В содержании ценностных ориентаций выделяют две стороны: содержательную (предметы, явления, идеалы, конкретные условия существования) и динамическую (степень значимости предмета ценности для человека, эмоциональная направленность личности, мера ее активности в достижении цели — Г. Е. Залесский, Б. С. Круглов, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов).

Согласно теории Ш. Шварца, ценностные ориентации существуют на двух уровнях — нормативных идеалов и личностных приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя жизненные стратегии поведения. Второй более зависим от внешней среды, например от группового давления, и соотносится с конкретными поступками человека.

Ценностные ориентации находятся во взаимодействии друг с другом, образуя иерархизированную структуру, которую можно представить в виде ядерно-центрической модели. Ядро составляют те, что имеют наибольшее значение для субъекта: стабильные и устойчивые. На периферии — те ценностные ориентации, которые имеют меньшее значение для субъекта и подвержены большим изменениям.

Несмотря на различие в трактовке и понимании ценностных ориентаций, можно отметить и общие моменты:

  • функция регуляции поведения;
  • ценностные ориентации входят в структуру самосознания;
  • ценностные ориентации являются одним из основных элементов мировоззрения.

Выделяют пять основных функций ценностных ориентаций:

  1. экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению;
  2. адаптивная, выражающая способность личности удовлетворить свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;
  3. защитная, при которой ценностные ориентации выступают своего рода фильтром, пропускающим только ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;
  4. познавательная, направляющая на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;
  5. координирующая внутреннюю психическую жизнь, гармонизирующая психические процессы, согласуя их во времени и применительно к условиям деятельности.

С возрастом увеличивается влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности, так как реализация потребностей, интересов в большей степени опосредуется направленностью личности, составной частью которой является система ценностных ориентаций. Большинство авторов полагают, что ценностные ориентации существуют внутри более широкого, синтетического понятия — направленности личности, которое включает в себя доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации, и развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием именно этого понятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)