Цена: понятие, виды, содержание

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством – стороны договора самостоятельно определяют ее. Такая цена называется также договорной.

Регулируемая цена устанавливается уполномоченными органами государства. Она подразделяется на оптовую и розничную.

Оптовая цена включает в себя затраты на производство товаров, накладные расходы (доставка, хранение, страхование и др.), сумму налога на добавленную стоимость, сумму акцизов и сумму прибыли.

Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется населению. Она складывается из оптовой цены, накладных расходов торговых организаций, надбавки с учетом получения прибыли.

Общим принципом рыночной экономики является дозволительная направленность определения цены. Этот принцип за креплен в п. 4 ст. 421 и ст. 424 ГК РФ.

Так, п. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые государственными органами.

От уровня цены зависят:

  • величина прибыли в коммерческой организации;
  • конкурентоспособность организации и ее продукции;
  • финансовая устойчивость организации.

Экономическая сущность, предназначение, роль цены в хозяйственной деятельности, находят отражение в функциях цены:

  • информационной;
  • стимулирующей;
  • ориентирующей;
  • сбалансирования спроса и предложения;
  • перераспределительной.

Прежде всего цена информирует о предложении товара, его величине и о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса.

Стимулирующее значение цены заключается в ее способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяют передовую технику и технологию.

От цены зависит, кто и насколько увеличит свои доходы или, наоборот, понесет убытки от продажи товаров.

Цена также ориентирует продавца и покупателя сделать свой выбор, обеспечивающий личный интерес.

Функция сбалансирования спроса и предложения проявляется в том, что посредством цен осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена подает сигналы о диспропорциях в сферах производства и обращения, требуя принятия мер по их преодолению.

Это гибкий инструмент для достижения соответствия спроса и предложения,которое достигается либо посредством увеличения (сокращения) производства, либо повышения (снижения) цены, либо одновременно обоими способами. Эта функция цены играет главенствующую роль при формировании цен на товары.

Суть перераспределительной функция цены – участие цен в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами. Эта функция реализуется через включение в себестоимость отчислений во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, медицинский фонд, социальный фонд), в цену включены налог на добавленную стоимость, акцизы.

Чем же определяется размер цен? Что принимать за основу? – затраты труда, результаты труда или что-то другое?

Интересно
Существует несколько концепций, основная из которых – стоимостная, которую раскрыл Карл Маркс в своем труде «Капитал». Цена выражается стоимостью товара, а стоимость – это воплощенные в товаре полезные затраты труда.

Однако рыночная цена зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности этих затрат покупателем. В этом случае цена становится вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Сегодня цена должна быть главным инструментом управления спросом и должна регулировать объем предложения. Логика коммерческой деятельности состоит в том, чтобы цены были прямо связаны с определением объемов продаж.

Между тем сумма, которую покупатель готов платить, никак не связана с затратами производителя. Эти затраты прямо влияют на решение производителя о том, какие товары и в каком количестве производить. Эти две логики (концепции) обретают компромиссное согласование лишь на рынке. То есть, цену должны определять предложение (стоимость) и спрос (полезность).

Таким образом, цена выражает стоимость товара с учетом рыночных регуляторов. Как потребитель, так и производитель должны установить цену, которая «вписывается» в рынок. Отличие рыночного ценообразования в том, что реальный процесс формирования цены происходит не в сфере производства, а в сфере обращения под воздействием спроса и предложения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)