Цели обучения психологии

Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний.

Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Как отмечают многие авторы, цель обучения психологии сложный, многомерный компонент процесса обучения,  дифференцируемый по различным основаниям.

Первым основанием для определения цели обучения психологии являются особенности различных отраслей науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть – объяснительной, а прикладную психологию – практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики.

Отмечается, что психология рассматривается как гуманитарная дисциплина, что не исключает в ее арсенале естественно-научных методов исследования. Ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания. Гуманитарное познание – особый тип научного познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания.

Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, художественное, символическое, наглядно-действенное и так далее.

Интересно
Поэтому общей целью обучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д.

Следующим основанием для выделения цели обучения психологии является потребность в психологических знаниях с позиции профессиональной деятельности специалиста или в рамках развития личности обучающегося:

Цели психологии в области профессиональных умений будущих психологов-педагогов (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности):

  • диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;
  • анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету;
  • диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик;
  • анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления;
  • анализ учебных взаимодействий и межличностных взаимоотношений.

Цели обучения психологии в области развития личности студентов:

  • развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;
  • развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;
  • развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;
  • развитие коммуникативных способностей.

Следующая дифференциация целей обучения психологии осуществляется на основе принципа триединства учебной цели:
цель учебного занятия гармонично включает обучающую, воспитывающую, коррекционно-развивающую цели (табл.1).

Цель психологического образования – освоение профессионального, научного подхода к решению психологических задач.

Обучающая цель в преподавании психологии заключается в освоении научного психологического подхода, получении научных знаний по психологии, освоении научно обоснованных способов оперирования этими знаниями.

Воспитательная цель обучения психологии заключается в формировании соответствующих требованиям профессии психолога личностных качеств обучающегося.

Развивающая цель формирует и развивает те психические структуры, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Этот компонент цели образования фиксируется коррекционно-развивающей целью.

Становление компетентного психолога, обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессионально значимыми личностными качествами и высоким уровнем развития необходимых для профессиональной деятельности психических структур предполагает комплексное достижение всех трех целей.

Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны.

Как известно, выделяются три основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов:

  1. Поиск новых психологических знаний;
  2. Применение психологических знаний для решения практических проблем;
  3. Передача психологических знаний.

Цели обучения психологии

На достижение этих целей психологии направлены: первой цели – научная психология, второй — прикладная и практическая психология, третьей — методика преподавания психологии.

Цели и содержание обучения психологии в средней общеобразовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего профессионального образования. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся.

В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции.

В старших профильных классах преподавание психологии может играть также профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования.

Перечислим основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:

  • первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
  • знакомство с психологией как средством познания других людей;
  • знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;
  • знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития;
  • знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; профессиональная ориентация.

При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и подростков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)