ТНК и финансово-промышленные группы в СНГ

Не лучше в принципе обстоит дело и с регулированием на международном уровне деятельности ТНК в региональном плане. Нельзя при этом обойти вниманием подписанную рядом стран СНГ (включая Россию) в 1998 г. Конвенцию о транснациональных корпорациях. Конвенция эта содержит явные признаки некоего административного “насаждения” ТНК сверху в странах-участницах.

При этом сама сущность традиционных ТНК (возникших исторически и продолжающих возникать в мире на сугубо рыночных основах, без какого-либо администрирования со стороны государств) понимается согласно Конвенции 1998 г. принципиально иначе. Для создания ТНК по Конвенции предусматривается заключение межправительственных соглашений, а также специальная национальная регистрация в качестве именно ТНК.

Обусловливается всяческая поддержка и поощрение ТНК со стороны государств, вплоть до беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, инвестиционных вливаний и т.п. Экономический Совет СНГ соответственно принял в 2000 г. специальную “Рекомендацию по разработке организационных проектов транснациональных корпораций”. Свободного, не урегулированного, так сказать, “стихийного” образования ТНК по образу и подобию множества уже существующих в мире ТНК, таким образом, очевидно, не предполагалось.

Фактически ТНК, предусматриваемые Конвенцией СНГ 1998 г., являются не “транснациональными”, но “межнациональными” корпорациями или, точнее, объединениями. По существу ТНК, как они выглядят согласно Конвенции, больше похожи на так называемые Финансово-промышленные группы (ФПГ), о которых также надо сказать несколько слов.

ФПГ призваны были после распада СССР служить средством восстановления нарушенных и установления новых хозяйственно-экономических межотраслевых связей в рамках СНГ с использованием по аналогии конструкций, присущих доказавшим свою высокую эффективность транснациональным корпорациям в странах рыночной экономики.

Правовой базой ФПГ стали:

  • Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, заключенное государствами СНГ 15 апреля 1994 года;
  • Единообразный закон “О финансово-промышленных группах”, принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 17 февраля 1996 г.;
  • двусторонние соглашения между странами СНГ (например, между Россией и Казахстаном) об основных принципах создания финансово-промышленных групп.

Сюда же можно отнести и упомянутую выше Конвенцию 1998 года о транснациональных корпорациях.

Создаваемое на такой правовой базе ФПГ представляет собой образуемое на договорной основе объединение нескольких юридических лиц из различных государств. Оно получает статус ФПГ в силу решения компетентного государственного органа по месту регистрации на основе межправительственного соглашения и решения правительства соответствующего государства. Управляется ФПГ советом управляющих, включающих всех участников Группы.

В качестве учредителей ФПГ участвуют государственные органы. Принципиально важна установка на образование “горизонтальных” связей между хозяйствующими субъектами, т.е. между формально равными партнерами из разных стран.

Именно эта установка, а также государственно формализованный порядок образования ФПГ на договорной основе коренным образом отличают ФПГ от традиционных транснациональных корпораций стран рыночной экономики. И хотя в упоминаемых выше правовых актах ФПГ приравниваются к ТНК или рассматриваются как разновидность последних, очевидно, здесь мы имеет дело с неким особым организационным феноменом, свойственным, по-видимому, странам с переходной экономикой.

По своему характеру как ФПГ, так и ТНК в странах СНГ весьма похожи на бывшие так называемые “международные хозяйственные организации” (МХО), получившие распространение в свое время в качестве средства межотраслевого сотрудничества стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Как и в целом, экономическое сотрудничество в рамках СНГ во многом использовало институционные формы СЭВ.

Следует оговорить, что и ТНК стран СНГ, и их ФПГ рассматриваются в настоящей главе курса, трактующей традиционные, западные ТНК, – по сути исходя из одинаковой терминологии – ТНК. Фактически и формально западные ТНК и ТНК/ФПГ стран СЭВ – совершенно разные феномены.

При сопоставлении традиционного западного понятия ТНК с понятием ФПГ (или ТНК стран СНГ) наиболее существенно то, что ТНК – это предприятие (головное) с соподчиненными по вертикали отделениями (в той или иной правовой форме) в других странах, а ФПГ – объединение, во всяком случае, формально равноправных по горизонтали предприятий из разных стран. Отсюда и различия в способах создания и принятия решений в ТНК и в ФПГ.

На практике очень мало известно о реальных успехах ТНК и ФПГ в рамках СНГ, и можно лишь предполагать, что особых успехов не наблюдается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)