Типы культуры

В связи с такой направленностью молодежи некоторые авторы стали говорить о функции молодежи как <социального бульдозера>. У истоков этой идеи стояла выдающийся американский антрополог и этнограф Маргарет Мид.

После молодежной революции 1968 г. она выпустила книгу <Культура и преемственность>, где высказала мысль о том, что начиная с определенной стадии развития цивилизации молодежь перестает играть роль ученика или младшего партнера взрослых, не желает быть <пушечным мясом> в тех играх, которые они устраивают.

У нее появляется новая и очень ответственная функция расчищать общества от скопившихся завалов старого культурного хлама и прокладывать путь для социальных инноваций.

Такую функцию выполняет не вся молодежь, а прежде всего молодёжная политизированная контркультура, впервые выступившая против общества потребления в 1960-е годы.

Если сравнивать три типа культуры, как это сделала в своих классических трудах М.Мид, а именно постфигуративные, кофигуративные и префигуративные, то о своей роли <бульдозера> молодежь заявляет еще в кофигуративном обществе, но по настоящему выполняет ее только в префигуративной культуре.

Действительно, в постфигуративной культуре (патриархальное общество) дети учатся у взрослых, младшие во всем слушаются и почитают старших, не помышляя изменить социальные нормы и общественный порядок.

Здесь нововведения не одобряются, каждый знает свое место, традиции не подвергаются сомнению. Младшее поколение выполняет предписанные функции и социальным инноватором не выступает (даже не помышляет об этом).

Небольшие вариации в пределах господствующего стиля культуры не изменяют характера постфигуративной культуры.

Кофигуративные культуры – дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций.

Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин “кофигуративный” (приставка “ко” обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников.

Советский Союз в таком случае – типичный образец кофигуративной культуры: товарищи по партии, вожди, политработники служили учителями и советниками молодежи. Старшее поколение, выросшее в дореволюционном обществе, вообще не допускалось до воспитания: чему могли научить революционную молодежь носители <мелкобуржуазного сознания>.

Да и сами революционеры-ленинцы принадлежали к молодому поколению. Они, молодые, решительно порвавшие с прошлым, осуществляют все необходимые обществу нововведения, а старшее поколение, признав свою некомпетентность, вынуждено приспосабливаться к новому строю и учиться у своих детей. Так постепенно происходит переход от кофигуративной к префигуративной культуре.

В префигуративной культуре, появившейся во второй половине ХХ века, родители учатся у детей, которые задают новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим.

Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

Префигуративная культура, где взрослые учатся у детей, присуща нашему времени, когда мир настолько меняется, что даже опыт старших современников оказывается неадекватным для подготовки новых поколений к жизни в обществе, поскольку <во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших.

И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ>.

Среди причин появления молодежной субкультуры специалисты различают универсально-биологические, связанные с особенностями данного возраста, в частности, бунтарством молодежи, и конкретно-исторические, которые определяют содержание и форму выражения молодежной субкультуры.

Так, например, субкультура хиппи, в силу именно социально-исторических причин, не могла появиться в ХУ11 веке, середине Х1Х века или в первой половине ХХ века.

О сроках появления субкультуры и контркультуры единого мнения в научном мире нет. М.Мид, как мы видели, возникновение молодежной субкультуры относила к кофигуративной культуре, а она стала формироваться с появлением древневосточных государств 5-6 тыс. лет назад и зарождением современной цивилизации.

Хотя сама М.Мид не указывает точного времени, но зарождение молодежной субкультуры нельзя относить к самым ранним периодам цивилизации, когда сама молодежь не выделялась в качестве самостоятельной социальной группы или общности.

Вероятно, становление молодежной субкультуры в строгом смысле следует связывать с зарождением индустриального общества и капитализма, началом научно-технической революции, начавшихся 200-250 лет назад.

Другие авторы называют молодежь и молодежную культуру явлением сравнительно новым.

На их взгляд молодежная субкультура появилась сравнительно недавно – в Америке и Западной Европе приблизительно в 50-е годы, а в России – в 50-60-е. некоторые авторы отрицают тот факт, что совокупность ценностей, обычаев и традиций, присущих молодежи как социальной группе во все предыдущие эпохи, скажем в тех же ХУ11 или Х1Х веках, можно называть субкультурой, т.е. чем-то самостоятельным, отличным от других культурных феноменов.

Действительно, раньше о молодежной субкультуре и тинэйджерах как о самостоятельном явлении никто не говорил. Даже вопрос о ее существовании никто не ставил.

По мнению К.Брейзера1, еще в 1940-е годы юноши покупали те же самые вещи, что их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)