Классификация кризисов достаточно обширна, что позволяет руководителю рационализировать процедуры диагностики и управления ими.
По циклическому характеру различают следующие кризисы:
- регулярные или циклические (повторяются с определенной закономерностью, дают начало новому циклу, отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности);
- нерегулярные:
- промежуточные (прерывают на определенное время течение какого-либо из этапов, менее глубоки и продолжительны по сравнению с регулярным кризисом и носят локальный характер);
- частные (охватывают не всю экономику, а отдельные ее сферы);
- отраслевые (охватывают одну из отраслей народного хозяйства, например, перепрофилирование оборонного комплекса страны);
- структурные (являются следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства, проявляются в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и товарном дисбалансе – с другой).
По масштабам проявления кризисы делятся на:
- общие (охватывают всю организацию);
- локальные (охватывают только часть организации).
По проблематике кризиса выделяют:
- макрокризисы (ему присущи большие объемы и масштабы проблематики);
- микрокризисы (захватывает только отдельную проблему или группу проблем).
По характеру развития кризисы бывают:
По структуре отношений в организации и по дифференциации проблематики ее развития выделяют следующие кризисы:
- экономические (отражают острые противоречия в экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы →
кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери
конкурентных преимуществ, банкротства и пр.);
- финансовые (характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы);
- социальные (возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.);
- организационные (проявляются в разделении и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм; проявляются в неумеренной бюрократизации, в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр.);
- психологические (проявляются в социально-психологическом климате организации в виде стресса, приобретающего
массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой,
правовой защищенностью и социальным положением);
- технологические (возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности
в новых технологиях).
По непосредственным причинам возникновения кризисы бывают:
- природные (вызываются природными условиями жизни и деятельности человека → землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения);
- общественные (вызываются общественными отношениями);
- экологические (вызываются изменениями природных условий, вызванных деятельностью человека – истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия).
По отношению к этапам развития выделяют кризисы:
- предсказуемые (закономерные), которые наступают как этап развития, могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса → потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса;
- неожиданные (случайные), которые наступают в результате или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
По прозрачности кризисы делятся на:
- явные (протекают заметно и легко обнаруживаются);
- латентные или скрытые (являются скрытыми, протекают относительно незаметно).
По качеству выделяют кризисы:
- глубокие или острые (ведут к разрушению различных структур организации, протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий);
- легкие или мягкие (протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легче управлять).
По времени:
- затяжные (проходят болезненно и сложно, часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий);
- кратковременные (проходят достаточно стереотипно, часто вызваны незначительными причинами и имеют незначительные последствия).
По последствиям развития кризисного состояния:
- выход из кризисного состояния (финансовое оздоровление);
- застойная экономическая несостоятельность;
- банкротство.
Классификация кризисов важна тем, что от типа кризиса зависит набор его признаков, по которым можно его своевременно распознать и придать процессу преодоления кризиса управляемый характер.
Распознавание кризисов предполагает конкретизацию семи ключевых характеристик:
- проблематика кризиса;
- масштаб кризиса;
- острота кризиса;
- область развития, охваченная кризисом;
- причины кризиса;
- возможные последствия кризиса;
- фаза проявления кризиса.
Если в теории кризис – это закономерность, то на практике кризис – это почти всегда неожиданность. Для менеджера и для любого работника это «гром среди ясного неба».
Основным недостатком теории жизненного цикла является то обстоятельство, что с ее помощью реально никогда нельзя хотя бы приблизительно указать момент наступления кризиса. С ее помощью можно лишь сказать, может случиться кризис или не может, и то с высоким риском ошибки.
Из всех неприятных свойств, присущих кризисному явлению, наиболее опасным является era внезапность, а следовательно, нужны специальные методы для того, чтобы этой опасности уметь противостоять.
(Огарков А.А. Антикризисный менеджмент: учебник, ФГОУ ВПО «ВАГС»)