Типы кризисов

Классификация кризисов достаточно обширна, что позволяет руководителю рационализировать процедуры диагностики и управления ими.

По циклическому характеру различают следующие кризисы:

  • регулярные или циклические (повторяются с определенной закономерностью, дают начало новому циклу, отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности);
  • нерегулярные:
  • промежуточные (прерывают на определенное время течение какого-либо из этапов, менее глубоки и продолжительны по сравнению с регулярным кризисом и носят локальный характер);
  • частные (охватывают не всю экономику, а отдельные ее сферы);
  • отраслевые (охватывают одну из отраслей народного хозяйства, например, перепрофилирование оборонного комплекса страны);
  • структурные (являются следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства, проявляются в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и товарном дисбалансе – с другой).

По масштабам проявления кризисы делятся на:

  • общие (охватывают всю организацию);
  • локальные (охватывают только часть организации).

По проблематике кризиса выделяют:

  • макрокризисы (ему присущи большие объемы и масштабы проблематики);
  • микрокризисы (захватывает только отдельную проблему или группу проблем).

По характеру развития кризисы бывают:

  • внезапные;
  • постепенные.

По структуре отношений в организации и по дифференциации проблематики ее развития выделяют следующие кризисы:

  • экономические (отражают острые противоречия в экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы →
    кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери
    конкурентных преимуществ, банкротства и пр.);
  • финансовые (характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы);
  • социальные (возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.);
  • организационные (проявляются в разделении и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм; проявляются в неумеренной бюрократизации, в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр.);
  • психологические (проявляются в социально-психологическом климате организации в виде стресса, приобретающего
    массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой,
    правовой защищенностью и социальным положением);
  • технологические (возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности
    в новых технологиях).

По непосредственным причинам возникновения кризисы бывают:

  • природные (вызываются природными условиями жизни и деятельности человека → землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения);
  • общественные (вызываются общественными отношениями);
  • экологические (вызываются изменениями природных условий, вызванных деятельностью человека – истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия).

По отношению к этапам развития выделяют кризисы:

  • предсказуемые (закономерные), которые наступают как этап развития, могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса → потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса;
  • неожиданные (случайные), которые наступают в результате или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

По прозрачности кризисы делятся на:

  • явные (протекают заметно и легко обнаруживаются);
  • латентные или скрытые (являются скрытыми, протекают относительно незаметно).

По качеству выделяют кризисы:

  • глубокие или острые (ведут к разрушению различных структур организации, протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий);
  • легкие или мягкие (протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легче управлять).

По времени:

  • затяжные (проходят болезненно и сложно, часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий);
  • кратковременные (проходят достаточно стереотипно, часто вызваны незначительными причинами и имеют незначительные последствия).

По последствиям развития кризисного состояния:

  • выход из кризисного состояния (финансовое оздоровление);
  • застойная экономическая несостоятельность;
  • банкротство.

Классификация кризисов важна тем, что от типа кризиса зависит набор его признаков, по которым можно его своевременно распознать и придать процессу преодоления кризиса управляемый характер.

Распознавание кризисов предполагает конкретизацию семи ключевых характеристик:

  • проблематика кризиса;
  • масштаб кризиса;
  • острота кризиса;
  • область развития, охваченная кризисом;
  • причины кризиса;
  • возможные последствия кризиса;
  • фаза проявления кризиса.

Если в теории кризис – это закономерность, то на практике кризис – это почти всегда неожиданность. Для менеджера и для любого работника это «гром среди ясного неба».

Основным недостатком теории жизненного цикла является то обстоятельство, что с ее помощью реально никогда нельзя хотя бы приблизительно указать момент наступления кризиса. С ее помощью можно лишь сказать, может случиться кризис или не может, и то с высоким риском ошибки.

Из всех неприятных свойств, присущих кризисному явлению, наиболее опасным является era внезапность, а следовательно, нужны специальные методы для того, чтобы этой опасности уметь противостоять.

(Огарков А.А. Антикризисный менеджмент: учебник, ФГОУ ВПО «ВАГС»)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)