Типовые ситуации на стадии проверки и возбуждения уголовных дел о мелком взяточничестве

Большинство уголовных дел о взяточничестве возбуждается и расследуется по сценарию первой ситуации, связанному с задержанием взяткополучателя в момент передачи так называемой контролируемой взятки. Более сложно осуществляется проверка заявления об уже переданной взятке, поскольку имеют место известные трудности сбора доказательств и изобличения должностного лица.

Традиционно выделяют несколько типовых следственных ситуаций, возникающих на начальном этапе проверки сведений о подкупе должностного лица:

  • поступило заявление о факте вымогательства взятки или предполагаемой даче взятки;
  • поступило заявление о переданной взятке;
  • факт взятки выявлен в ходе проверки либо расследования других правонарушений.

С позиции организации задержания участников получения–дачи взятки представляется возможным выделить несколько видов тактических ситуаций:

  • задержание взяткополучателя с поличным в момент передачи предмета взятки, который не готовился заранее в рамках данного мероприятия;
  • задержание взяткодателя с поличным в момент передачи предмета взятки, который не готовился заранее в рамках данного мероприятия;
  • задержание взяткополучателя с поличным в порядке проведения «оперативного эксперимента» (чаще всего);
  • для случаев мелкой взятки характерна типовая ситуация задержания взяткодателя (гражданина) в момент попытки дачи взятки должностному лицу, чаще всего сотруднику органов внутренних дел.

Последнее объясняется обязанностями и широкими возможностями сотрудников ОВД по пресечению коррупционного поведения населения на бытовом уровне.

Как показывает практика, наиболее перспективной в расследовании взяточничества является ситуация, связанная с заявлением о вымогательстве либо предполагаемом факте дачи взятки с последующим задержанием взяткополучателя с поличным.

Задержание с поличным осуществляют оперативные сотрудники. Дознаватель (следователь) не должен участвовать в проведении такого мероприятия, поскольку становится свидетелем дачи-получения взятки.

Существующая следственная и оперативно-розыскная практика в смысле средств и методов выявления коррупционных преступлений сохраняет определенную консервативность. Используются проверенные временем и наработанные опытом методы получения первоначальной информации, ее проверки, возбуждения уголовного дела, тактики проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Расследование взяточничества может быть реагирующим и инициативным. В первом случае проверка проводится в связи с поступившими материалами, во втором случае — орган расследования проводит проверку и решает вопрос о возбуждении уголовного дела по материалам оперативно-розыскных мероприятий. Уголовные дела о мелкой взятке расследуются по первому сценарию, поскольку носят ситуационный характер.

Первичная информация о взяточничестве поступает в правоохранительные органы по многим каналам и в различной форме (рапорты сотрудников ОВД, заявления и обращения граждан, официальные сообщения организаций, информация в СМИ, в том числе в Интернете). Закон устанавливает поводы и основания к возбуждению уголовного дела, определяет порядок принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении (ст. ст. 140–145 УПК РФ). В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основания к возбуждению уголовного дела относятся к оценочному понятию, под ними подразумевается достаточность данных, указывающих на признаки этого преступления.

Для дел о взяточничестве характерна определенная сложность по оценке достаточности данных для возбуждения уголовного дела. Даже в случаях задержания с поличным на начальном этапе проверки имеет место сложность в оценке собранных материалов и принятии решения о возбуждении уголовного дела.

В таких ситуациях, как правило, уголовные дела должны возбуждаться незамедлительно, поскольку дополнительная проверка может привести к утрате доказательств и инициативы со стороны органов предварительного расследования.

С учетом полноты первичную информацию о взяточничестве можно разделить на две группы: информацию, не нуждающуюся в дополнительной проверке, и информацию, требующую проведение дополнительной проверки в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Что же касается дел о мелком взяточничестве, собранные материалы при задержании с поличным на начальном этапе чаще всего несут информацию, достаточную для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Информация первой группы содержит сведения, прямо указывающие на дачу–получение мелкой взятки. Заявления и сообщения о предполагаемой даче взятки либо уже переданной мелкой взятке требуют проведения проверки в гласном либо негласном режиме оперативно-розыскных мероприятий.

Информация второй группы косвенно свидетельствует о возможной взятке, но не содержит необходимых данных, достаточных для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, в отличие от сообщений о других преступлениях, сигналы о взяточничестве требуют тщательной проверки, получения дополнительной информации и ее правовой оценки.

Интересно
Истребование материалов в режиме проверочных действий не всегда является эффективным средством сбора доказательственной информации. Основным аргументом за возбуждение уголовного дела является предполагаемая невозможность без производства следственных и иных процессуальных действий собрать достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Важно учитывать проблему противодействия и тактические моменты фиксации доказательственной информации.

Поводом для возбуждения уголовных дел служат сообщения, полученные из различных источников: письменных сообщений учреждений и организаций; средств массовой информации (из статей, заметок и писем, опубликованных в печати и размещенных в сетях Интернета). Поскольку данные факты приобрели публичный характер, названы возможные участники взяточничества, отложение решения о возбуждении уголовного дела позволит заинтересованным лицам принять меры к сокрытию следов, воздействию на свидетелей, уничтожению документов.

Поспешное возбуждение уголовного дела по непроверенным, вызывающим сомнение, источникам информации из СМИ (Интернета) может привести к необоснованному отвлечению сил и средств оперативных служб ОВД, отрицательно сказаться на репутации должностного лица.

В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление может быть сделано как в устной, так и в письменной форме. По устному заявлению обязательно составляется протокол, который подписывается заявителем. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Как показывает практика, заявления о покушении на дачу взятки поступают от должностных лиц. Чаще всего такой повод имеет место в ситуациях, когда взятка предлагается сотрудникам правоохранительных органов за неприменение административных или иных принудительных мер к нарушителям закона.

При поступлении добровольного заявления взяткодателя или посредника, получения от них объяснений, принятие решения о возбуждении уголовного дела значительно облегчается. В том случае, если заявитель обратился с сообщением о предстоящей даче взятки, проводятся соответствующие оперативные мероприятия по возможному задержанию с поличным. Когда взятка уже передана, рекомендуется оперативно провести мероприятия по установлению организации, должностного статуса предполагаемого взяткополучателя, потенциальной возможности события преступления, возбудить уголовное дело, допросить подозреваемого, изъять служебные документы, провести очную ставку, задержание и т. п. Однако следует учитывать, что заявитель может добросовестно заблуждаться при оценке действий должностного лица.

Нередко предполагаемое в получении взятки лицо не является должностным, в его действиях могут усматриваться признаки мошенничества или иного преступления. Возможно заведомо ложное заявление о взятке с целью компрометации государственного служащего. В таких случаях ошибочная оценка поступившего заявления может привести к необоснованному возбуждению уголовного дела о взяточничестве, использованию принудительных мер (задержание, обыски, отстранение от должности и т. п.).
Как показывает практика, после принятия заявления о даче взятки организуется его проверка, которая сводится к проведению оперативного эксперимента и задержанию взяткополучателя с по-личным.

Интересно
По результатам такой операции возбуждается уголовное дело. Результаты проведения оперативного эксперимента по делам о взяточничестве рассматриваются серьезным основанием для возбуждения уголовного дела и оцениваются в качестве неоспоримого доказательства. В связи с этим к процедуре оперативного эксперимента предъявляются повышенные требования, поскольку от его результатов зависит успех дальнейшего расследования. Надо отметить, что такой вариант проверки и последующего возбуждения уголовного дела протекает чаще всего с участием следователей Следственного комитета Российской Федерации.

Могут быть ситуации, когда после поступления сообщения возбуждается уголовное дело по факту, производится допрос заявителя, проводятся иные следственные действия (выемки, обыски, осмотры, очные ставки), дается поручение в порядке ст. 38 УПК РФ органу дознания о проверке заявления оперативным путем. Также факты взяточничества выявляются непосредственно органами дознания, следователями, прокурорами, судьями в процессе проверок, расследования и рассмотрения иных уголовных дел.

В органах внутренних дел проверка заявлений о коррупционных проявлениях возложена на сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Имеет место практика направления сообщений о получении взятки в службу собственной безопасности того органа, в котором работает предполагаемый взяткополучатель.

Достаточно эффективно действуют службы собственной безопасности органов МВД (УСБ, ОСБ). В соответствии с приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» на эти подразделения возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел, предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также выявление их коррупционных связей.

Кроме того, подразделения собственной безопасности могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, установленном законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности и нормативными правовыми актами МВД России.

Эти подразделения наделены правом проведения проверок, сбора материалов, используют возможности оперативно-розыскной работы, выполняют по существу функции органа дознания. По инициативе указанных подразделений возбуждается большинство уголовных дел в отношении сотрудников ведомства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)