Дознание по делам о мелкой взятке

Несколько иначе протекает дознание по делам о мелкой взятке. Поводом к возбуждению большинства уголовных дел являются факты пресечения попытки дачи мелкой взятки должностным лицам и задержания взяткодателей с поличным. Факт подкупа фиксируется видеозаписью, актом об изъятии денег, служебными рапортами и объяснениями участников события. При таких обстоятельствах перед дознавателем стоит задача процессуального закрепления доказательств, избрания меры пресечения, формулирования обвинения.

Значительно сложнее проходит дознание, когда поступает информация о готовящейся либо уже переданной мелкой взятки должностному лицу. Такие ситуации требуют дополнительной проверки, проведения оперативно–розыскных мероприятий в рамках полноценной методики расследования взяточничества.

Не случайно, в общей массе рассмотренных судами дел о мелком взяточничестве эта категория составляет сравнительно небольшое число. Подчас по таким фактам возбуждаются уголовные дела по признакам ст. 290 УК РФ, в последующем уголовно-правовая квалификация корректируется в сторону ст. 2912 УК РФ либо предъявляется обвинение по дополнительным статьям о должностном подлоге, злоупотреблении служебным положением.

Типичными следами, характерными для дачи–получения мелкой взятки, являются:

  • Материально фиксированные следы:
  • предмет взятки (деньги, предметы, вещи, продукты питания, услуги);
  • следы, образовавшиеся в результате контактного взаимодействия с предметом взятки (следы рук, химических веществ);
  • документы, подписи и печати на них (постановления, протоколы, квитанции, ведомости);
  • электронная информация в компьютерах, смартфонах и мобильных телефонах;
  • результаты фото видеосъемки, аудиозаписи разговоров, записи телефонных переговоров.
  • Идеальные следы преступления:
  • показания участников мелкой взятки;
  • показания иных лиц (сослуживцев должностного лица, родственников, знакомых и других свидетелей).

К обстоятельствам, подлежащим установлению в ходе расследования мелкой взятки, следует отнести:

  1. Обстановку дополучения, покушения на дачу взятки (время, место, условия, способ совершения преступления).
  2. Круг участников преступления: должностные лица, постоянно или временно занимающие должность в государственных или муниципальных учреждениях, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно–хозяйственных обязанностей, уполномоченные на совершение юридически значимых действий; взяткодатели, посредники.
  3. Статус и функциональные полномочия должностного лица. Установление статуса позволяет на начальной стадии дознания правильно квалифицировать преступление и определять направление расследования и предмет доказывания.
  4. Предмет мелкой взятки в стоимостном выражении (деньги, иное имущество, услуги), источники его происхождения.
  5. Конкретные действия (бездействие) должностного лица либо действия, на которые рассчитывал взяткодатель.
  6. Цели и мотивы подкупа должностного лица.
  7. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновных: совершение преступления впервые; ложное понятие интересов службы; чистосердечное раскаяние и активное способствование раскрытию данного и других преступлений.
  8. Условия, способствующие совершению преступления. Они могут касаться организации деятельности учреждения, кадровой политики, процедурных вопросов делопроизводства и принятия решений, недостатков в работе надзорных и контролирующих органов.

Как говорилось выше, большинство уголовных дел рассматриваемой категории связаны с покушением на дачу мелкой взятки сотрудникам органов внутренних дел (ДПС ГИБДД, реже — сотрудникам ОБЭП, ОУР, миграционной службы). Данное обстоятельство обусловлено функциональными обязанностями полиции, необходимостью личного общения с населением, разрешением конфликтных ситуаций, пресечением многочисленных правонарушений в области административного и уголовного права.

Широкий круг властных полномочий административно–правового, оперативно–розыскного характера сопряжен с повышенной ответственностью сотрудников ОВД за принятые ими решения. Специфика деятельности ОВД состоит в выполнении служебных задач, в необходимости общаться с различным контингентом граждан, нередко в ситуациях с непредсказуемым исходом.

Отмечаемая профессиональная деформация сотрудников ОВД выражается в шаблонности мышления, тенденциозности восприятия и понимания действий граждан и сложившейся правовой ситуации, ведет к самоуверенности и некритичному отношению к противозаконным действиям.

Негативное воздействие физических и психических перегрузок требует от сотрудников полиции сохранять способность в этих условиях принимать законные решения, обеспечивать конституционные права граждан. Сотрудники ОВД должны своевременно диагностировать типовые ситуации о готовности граждан разрешить возникшую проблему путем дачи взятки, правильно реагировать на высказывания и действия правонарушителя, исключить провокационные высказывания и намеки.

Анализ правоприменительной практики и социальные опросы показывают, что граждане неохотно обращаются с заявлениями о конкретных коррупционных проявлениях. По обращениям граждан уголовные дела не возбуждаются, проверки проводятся поверхностно, длительное время соответствующие оперативные службы органов внутренних дел в необходимых случаях к проверкам не привлекаются.

Основными причинами отказов в возбуждении уголовных дел коррупционной направленности и их прекращения, возвращения прокуратурой на дополнительное расследование либо вынесения оправдательных приговоров, являются неполные и некачественные материалы доследственных проверок, ошибки, допускаемые оперативными сотрудниками в ходе документирования преступной деятельности виновных лиц, а также дознавателями и следователями при анализе имеющихся доказательств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)