Теория правового государства

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. Сам термин – «правовое государство» – ввел в научный оборот немецкий юрист Роберт фон Моль (1799-1875), который определял правовое государство как конституционное государство, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Учение о правовом государстве разрабатывалось многими учеными и основывается на опыте прошлого, идеях и институтах Древней Греции и Рима. С древности шли поиски форм и принципов для установления взаимосвязи между правом и властью. Постепенно сформировалась идея о разумности и справедливости такой общественной жизни людей, при которой право оправдывало, ограничивало и организовывало бы государственную власть. Ученые постепенно пришли к выводу, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма организации жизни людей, при которой закон общеобязателен для граждан и для самого государства.

В развитии учения о правовом государстве можно выделить несколько этапов начиная от идей античности до закрепления идей правовой государственности в ныне существующих конституциях государств. Идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании – Платона, Аристотеля, Цицерона, Полибия – явились основой для дальнейшей разработки учения о правовом государстве представителями естественно-правовой теории. Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. сформулировали теорию естественного права, включающую идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, идеальное представление о праве – независимом от государства, вытекающем из разума и природы человека, принципы разделения государственных властей. Идеи естественного права нашли свое отражение в Конституции США 1787 г. и французской Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

С философским обоснованием теории правового государства выступил Иммануил Кант (1724-1804). Не употребляя самого термина, он определял государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь названо верховенство закона. При этом Кант подчеркивал, что рассматривает государство, существующее не в реальной действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». Правовую организацию государственных органов он связывал с принципом разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различал две формы правления: республику и деспотию.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) также определял государство через право: «Государство – это тоже право, а именно конкретное право, вся система права, включающая в себя признаки всех остальных, более абстрактных прав – прав личности, семьи и общества». Концепция правового государства получила признание и в России благодаря трудам Б. Н. Чичерина (1828-1904), Б. А. Кистяковского (1868-1920), С. А. Котляревского (1873-1939), Н. М. Коркунова (1853-1904) и др.

В настоящее время идеи правовой государственности нашли свое выражение и закрепление в конституциях ряда стран. Например, в Конституции Испании 1978 г. (п. 1 ст. 1) говорится, что Испания – это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».

В Конституции ФРГ 1949 г. (ст. 20, 28) предусмотрено, что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства». В Конституции РФ 1993 г. (ст. 1, 7, 14) говорится, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношения с гражданами как с субъектами права.

Среди основных признаков правового государства обычно выделяют:

  • верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни;
  • связанность государства и его органов законом;
  • взаимную ответственность государства и гражданина;
  • признание и гарантия прав человека;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • надзор и контроль за осуществлением законов;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Господство права предполагает правовую организацию системы государственных властей, верховенство правового закона. Господство права может быть осуществлено лишь государственной властью, которая сама организована на правовых началах.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Правовое государство по самой своей сути требует наличия конституции, – акта, обязывающего государственную власть действовать на основе установленного ею порядка.

Государственной властью в правовом государстве могут и должны обладать лишь государственные органы (разные ветви государственной власти), а общеобязательные акты (Конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми по содержанию, по порядку и процедуре своего принятия и действия. Правовое государство предполагает одновременно верховенство государственных властей и господство права.

Главное в идее правового государства – это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Правовое государство характеризуется тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Правовое равенство государства и гражданина состоит в правовой организации государственных властей и государственным признанием и защитой прав и свобод гражданина. При этом официально признанными правами и свободами человека являются как установленные внутригосударственным законодательством, так и предусмотренные международно-правовыми документами, которые признаны государством. Правовое государство обеспечивает приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Устанавливая в законодательной форме права и свободы, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Государство и его органы должны признавать приоритет права, подчиняться праву, не могут обходить его предписания и несут ответственность за их нарушение.

В организационно-структурном плане правовое государство предполагает разделение властей, т.е. распределение функций и компетенции между различными государственными органами. Законодательная власть должна выступать как выразительница народного суверенитета, как представительное учреждение и законодательный орган.

Исполнительная власть должна формироваться представительной властью, быть подконтрольной ей. Исполнительная и распорядительная деятельность этой власти, всех ее органов и должностных лиц должна осуществляться на основе и во исполнение уже имеющихся законов. Судебная власть должна осуществляться независимо от всех других властей.

Суд – это орган защиты права и охраны права от всяких нарушений независимо от того, кто нарушил право (граждане, должностные лица, общественные организации или учреждения законодательной, исполнительной, судебной властей). В своей правоохранительной деятельности суд связан лишь правом и не должен зависеть от должностных лиц и органов законодательной и исполнительной властей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)