Теории психологии женщины
Строго говоря, концепции, которые пытаются объяснить женское поведение отдельно от мужского (точно также, как и наоборот), постоянно обращаются к сравнению мужчин и женщин. Поэтому трудно провести грань между гипотезами из раздела гендерных различий и психологии женщины и психологии мужчины.
Так, часто в книгах по гендерным различиям или по психологии женщины можно встретить одни и те же имена и одни и те же концепции. И это естественно. Говоря об одном поле, трудно абстрагироваться от другого. Мы рассмотрим две наиболее известные концепции — Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.
Концепция Нэнси Ходоров посвящена материнству. Его назначение — подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себя по отношению к дочери и сыну. В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир.
Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимущественно отвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо существенного вклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).
Отвергая биологические объяснения материнства и отцовства (к примеру, А. Росси предполагала, что существуют биологические основания для большего вклада в ребенка со стороны матери, чем со стороны отца, по крайней мере, в первые месяцы жизни), Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей, которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия воспитания), которые отвергают женщин, стремясь к автономии от них.
Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцов принять равное участие в воспитании детей.
Критика упрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клинических случаях, а также в узости подхода (в частности, меньший вклад женщин в науку и искусство может объясняться и другими факторами — экономическими: препятствиями, которые создает им общество, и т. п.).
Также ставился вопрос о том, как отцы будут принимать равное участие в воспитании детей, если они, по мнению автора концепции, не готовы это делать в силу своего негативного опыта развития?
Кэрол Гиллиган в своей статье «Другим голосом» утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в обществе.
Они по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассматривают в этом плане.
Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости. Мужчины являются большими индивидуалистами, отражая ценности индивидуалистической культуры США, и такое половое различие поощряется обществом.
Возражая Колбергу, который считал нормой мужское поведение, а женщину рассматривал лишь как дополнение к мужчине (она слушает, приносит удовольствие и помогает ему), Гиллиган, напротив, настаивает на большей ценности женщин.
Норма заботы о других не менее важна для общества, чем норма справедливости и законности, которой придерживаются мужчины.
Ее положения легли в основу и других теорий — в частности, о независимой и взаимозависимой я-концепциях Кросс и Мэдсон, о которой говорилось выше.
Эту концепцию также критиковали за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям. Помимо этого, взгляды Гиллиган противоречат представлению об андрогинии.
- Использование различных речевых паттернов на переговорах
- Предпочитаемые способы разрешения конфликта
- Личностные характеристики мужчин и женщин
- Девиантные отношения
- Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье
- Различия в отношении к сыновьям и дочерям
- Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении
- Стили поведения матери и отца
- Разделение видов ответственности за детей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу