Теории и концепции

Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на б категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:

  • гендерных различий;
  • гендерной социализации;
  • психологии женщины;
  • психологии мужчины;
  • психологии гендерных отношений;
  • гендерной психологии лидерства.

Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.

Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин).

Нет смысла рассматривать их отдельно от соответствующих экспериментальных фактов, поэтому эти концепции приведены в тексте — в различных главах. Большинство из них касается различий между полами, что не удивительно — именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.

Теории гендерной социализации

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название, которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации).

Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму.

Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна бытъ у мужчины) называлось фаллическим.

Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами.

Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу — проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек.

Так, девочки, родившиеся первыми и имеющие младших братьев (т. е. старшие сестры), благодаря особым условиям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости становятся мэрами небольших американских городов.

Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для женщин.

Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Фрейд использовал греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение» появилась в 1914 г.).

Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались).

Патологический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания и т. п.).

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического.

Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка.

У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги.

При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо).

При наличии патологического нарциссизма ‘мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это выработка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотрудниками, которые помогают выполнять лидерскую роль (см. главу о личностных характеристиках).

В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль).

Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как Должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское».

Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин.

Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:

  • каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями );
  • игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);
  • ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);
  • навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
  • вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол).

Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им.

Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маску-линность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении.

Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе.

Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское».

Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.

Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому.

Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому (папа стирает, а мама ремонтирует утюг).

С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами — это ненормально.

Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское—женское», начиная с анатомии — объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму.

Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка — стюардессой, мальчик — доктором, а девочка — медсестрой. Сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей.

Понятие адрогинности проблематично с точки зрения теории гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность или маскулинность существует внутри человека, что они — независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты.

Однако индивид может быть андропшным — по определенным параметрам. Общество должно влиять на индивида — но в определенных границах. Должны быть сферы, где индивид может вести себя не в соответствии с гендерной схемой и стереотипом. Необходимо также смягчить свои требования по поводу повсеместной дихотомии «маскулинное—фемининное».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)