Тактики социальной работы с родителями

Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.

Непосредственная работа с конкретной семьей

Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:

  • обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
  • старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
  • интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.

Родители наносят визит социальному работнику (или другимспециалистам) и в ходе его:

  • наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
  • специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;
  • специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
  • специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
  • демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

Кроме этого, социальный работник:

  • организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
  • предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
  • приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка;
  • самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
  • организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
  • предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
  • передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
  • обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
  • приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
  • организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:

  • запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); . анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
  • представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
  • письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
  • контакты по телефону;
  • выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
  • выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
  • заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
  • проведение родителями на дому игр и занятий;
  • занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
  • предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
  • перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:

  • встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
  • организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;
  • показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их
    цели и смысла;
  • организация открытого урока или занятия со специалистом;
  • открытый день или вечер в реабилитационном центре;
  • организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
  • помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.); интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:

  • предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
  • рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
  • подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
  • организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
  • выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;
  • рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей мнения родителей об услугах;
  • подготовка видеопрограммы для родителей;
  • организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
  • составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
  • подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:

  • организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
  • помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
  • участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
  • привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
  • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
  • помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд.

Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи.

Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду вмире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин).

Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери.

Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

  • работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
  • обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
  • организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи;
  • находить совместное решение проблемы;
  • использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

Существуют несколько компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:

  • регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
  • подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
  • использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
  • привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
  • внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
  • организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)