Свобода личности

Категория «свободы» стала предметом исследования экзистенциалистов: Сартр определяет свободу как «возможность выбора отношения к ситуации». Несмотря на то что Сартра никак нельзя назвать психологом в узком смысле этого слова, в этой его фразе заключена основная мысль понятия свободы в психологической науке.

Весь пафос современного персонализма заключается в утверждении «свободы» личности от цепей всеобщей каузальной детерминации, господствующей в мире природы, писал В. С. Мерлин. Свобода личности не в том, что она не определяется никакими внешними причинами и условиями, а в том, что, активно используя внешние причины, ситуации и свои психофизиологические особенности, человек сам создает свою личность своими поступками. При этом человек постоянно находится в определенном обществе и, естественно, испытывает его огромное влияние. Здесь мы находим тесную взаимосвязь понятия «свобода» и активности личности. Отсюда вполне логичным представляется нам следующее определение свободы, о котором упоминает Д. А. Леонтьев cвобода есть специфическая форма активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью, во-вторых, опосредованной ценностями «для чего», в-третьих, активностью, полностью управляемой самим субъектом. Таким образом, выделяются три основных признака свободы: осознанность, опосредованность ценностями и управляемость.

Свобода как некое проявление активности контролируется и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Внутренняя несвобода людей проявляется прежде всего в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, а также в отсутствии ориентации в жизни и в нерешительности. Путь становления свободы — это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора. Соответственно дефицит свободы может быть связан с непониманием воздействующих на субъекта сил, с отсутствием четких ценностных ориентиров и с нерешительностью, неспособностью вмешиваться в ход собственной жизни. Свобода формируется в онтогенезе в процессе обретения личностью внутреннего права на активность и ценностных ориентиров. Критическим периодом для трансформации детской спонтанности в свободу как осознанную активность является подростковый возраст, когда при благоприятных обстоятельствах осуществляется интеграция свободы (формы активности) и ответственности (формы регуляции) в единый механизм автономной самодетерминации зрелой личности.

Как уже отмечалось, свобода является одним из основных понятий, о которых говорят экзистенциалисты. Самое существенное, как пишет В. Франкл, духовная позиция, ибо в каждом случае человек сохраняет свободу и возможность решать самому в пользу или против влияния окружения. Свобода сосуществует с необходимостью, причем они локализованы в разных измерениях человеческого бытия. «Личность — это то, что я есть, в отличие от типа характера, которым я обладаю. Мое личностное бытие представляет собой свободу — свободу стать личностью. Это свобода от того, чтобы быть именно таким, свобода становиться иным».

Понятие свободы — центральное в концепции Э. Фромма. Одну из своих монографий он так и называет «Бегство от свободы». Фромм пишет в ней о том, что человек страдает от бремени свободы. Он не хочет быть «свободным», он хочет иметь какие-то отношения, вступать в какое-то общение с людьми, а окружающий мир не предоставляет ему этой возможности — и в результате люди одиноки. Фромм подчеркивает двойственную природу человека. С одной стороны, он стремится к независимости, с другой — хочет избежать этой независимости, так как она приведет к отчуждению — бегству от свободы. Получается, что, получив свободу, мы сами же стараемся ее ограничить. Дело в том, что многие люди тяготятся свободой, поскольку свободный человек неминуемо берет на себя огромный груз ответственности.

Э. Фромм считает позитивную свободу, «свободу для», главным условием роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофолией — стремлением к утверждению жизни в противовес смерти. Чтобы выбрать свободу, человек уже должен обладать исходной свободой и способностью сделать этот выбор разумным образом. Свобода — это не черта и не диспозиция, а акт самоосвобождения в процессе принятия решения. Это динамичное, текущее состояние — объем доступной человеку свободы постоянно меняется.

Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации, как внешней, так и внутренней, по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека — это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть. Сущность свободы личности заключается в преодолении всех зависимостей, которые мешают ей гармонично, целостно развиваться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)