Сущность языка и речи
Речь человека является орудием его мышления и важнейшим содержательным и структурным компонентом психики наряду со словом. Но мышление и речь это не одно и то же, хотя нет мышления без речи (внешней или внутренней). Если речь и язык представляют собой материальное оформление мысли, то мышление, опирающееся не только на язык, но и на восприятия и представления, является высшей .формой идеального отражения мира.
Мышление и речь имеют единую психофизиологическую основу, названную И.П. Павловым второй сигнальной системой. Ее сущностью является слово как обобщенный абстрагированный сигнал действительности, приобретающий неодолимую силу воздействия, иногда не меньшую, чем сама реальная действительность. Не случайно речевые словесные стимулы являются сильнейшими психотерапевтическими средствами воздействия на психику и через нее на весь человеческий организм. И художники и ученые сходятся на мысли, что вторая сигнальная система – слово – есть специфическая прибавка, отличающая животных от человека: “Чем ближе к речи, тем ближе к душе человека” (М.М. Пришвин).
Анатомо-физиологическая основа речи имеет периферические аппараты и центральные. Ведущую роль в речевой деятельности имеют так называемые “центры речи“, находящиеся преимущественно в
левом полушарии головного мозга и в корковых отделах слухового, двигательного и зрительного анализаторов. Процессы труда, осуществляемые человеком преимущественно правой рукой, способствовали развитию и активации находящихся в левом полушарии в силу перекрестка нервных путей речи. Это является доказательством связи речи с трудовой деятельностью человека.
Периферические аппараты речи общеизвестны: гортань, мягкое небо, язык, дыхательный аппарат. В письменной речи участвуют также мышцы рук. Письменная речь в противоположность устной речи
лишена таких важных факторов как жест, интонация, но она может быть более полной, четкой и развернутой, что делает ее подчас весьма убедительной. Устная и письменная речь составляют основу так называемой внешней речи. В реальной единице языка “речь являет не изолированное монологическое высказывание, а взаимодействие по крайней мере двух высказываний, то есть диалог”.’
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу