Сущность восприятия

Восприятия как и ощущения относятся к познавательным психическим процессам, но они являются более сложными по характеру отражаемой действительности, ибо отражают предметы и явления в совокупности их различных свойств в целостности. Если ощущения обладают локальностью и мономодальностью отражаемого, то результатом элементарных процессов восприятия является прочтение целостного отражаемого образа. Достаточно, например, посмотреть на три точки, чтобы обобщить воспринимаемое в единый треугольник. Поэтому восприятие нельзя свести к механической сумме ощущений, оно обладает полимодальностью и связано с разными свойствами объектов, а также с другими психическими процессами,
прежде всего с памятью и мышлением, и опирается на прежний опыт личности. В состав воспринимаемого могут входить также представления, созданные воображением, что важно, например, для психологии творческого труда художника. Воспринимая тот или иной предмет, мы хотя бы мысленно называем его, то есть, классифицируя, причисляем его к той или иной группе понятий. Следовательно, в восприятие могут быть задействованы и механизмы мышления и речи.

Связь восприятия с вниманием и памятью отражается и в самом делении этих психических процессов на непроизвольные, вызываемые самими воспринимаемыми объектами, и произвольные, требующие определенных усилий и целеполагания. Систематическое и длительное произвольное восприятие называется наблюдением, а способность к систематическим длительным запрограммированным восприятиям называется наблюдательностью.

Высокая активность мышления – осмысление наблюдаемых фактов – следующий фактор наблюдательности. Наконец, планомерность и систематичность не дают возможности упустить важные детали в ходе наблюдения.

Под воздействием описанных условий может сформироваться творческая наблюдательность, характерной чертой которой является способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но весьма существенные, типичные признаки объекта или явления.

По И.П. Павлову физиологическим механизмом восприятия является образ системы временных связей, вызываемых совокупным действием предметов, зависящих не от свойств каждого раздражителя, а от своеобразия их связей, “рефлекса на отношение“. Данные современной нейрофизиологии подчеркивают активный избирательный характер восприятий, в формировании которых участвуют так называемые акцепторы действия (аппараты контроля и сличения программ и ожидаемых результатов) и механизм антиципации (“предвосхищение“), обуславливающие коррекцию обратных связей, при-
вносящих регулирующий эффект в любую деятельность (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).

В отличие от ощущений восприятие осуществляется вследствие интегральной деятельности нескольких анализаторов, хотя какой-то из них является ведущим. Восприятие аудиовизуальных средств информации (кинофильм, цветомузыкальная программа и т.п.) происходит при интенсивной мобилизации нескольких анализаторов

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)