Сущность регионального управления

На современном этапе региональной модернизации развитие регионов приобретает особое значение и требует комплексного, системного подхода. Несмотря на то, что изучению региональных проблем посвящены многие исследования, вопросам системности уделяется недостаточно внимания. Прежде всего, регион как система представляет собой многокомпонентную совокупность разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых. За дефиницию «регион» мы идентифицируем за субъект Российской Федерации.

Система управления в регионах давно уже сформировалась и функционирует. Весь вопрос в том, насколько эффективно работает эта система, насколько быстро она способна решать возникающие перед ней проблемы.

Регион как объект управления должен обладать многими системообразующими признаками. Мы выделим лишь те, которые сегодня не нашли своей реализации в системе управления и тем самым снижают её эффективность. Главным признаком любой системы является наличие цели. Цель определяет смысл существования системы, то, для чего она функционирует. Целеориентированность системы также является одним из критериев её эффективности. Реально проявляющаяся, ощутимая и оцениваемая обществом через соответствующие результаты цель функционирования государственно-управляющей системы или её отдельных частей имеет принципиальное значение при анализе и оценке поведения и действий субъекта государственного управления.

В настоящее время такой главной, генеральной цели государственного управления на уровне региона нет. В основном декларируются программные цели региональной политики в разных направлениях деятельности. Но без чёткого определения генеральной цели невозможно построить дерево целей государственного управления, представляющее собой систему взаимосвязанных целей, разных по значению и масштабам. Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса.

Среди них выделяются следующие:

  • укрепление социально-экономических основ российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости;
  • повышение уровня жизни населения в регионах России;
  • создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации;
  • обеспечение социального равновесия по жизненному уровню отдельных социальных групп;
  • формирование в регионах социально ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения.

В современной социально-экономической ситуации главным, как для государства, так и для регионов, является социальная, экономическая, политическая и экологическая стабилизация. Именно в этом направлении должна сегодня формироваться генеральная цель государственного управления на уровне регионов, от которой выстраивается дерево целей регионального развития.

Следующий основополагающий признак региональной системы заключается в том, что система состоит из системообразующих составляющих: элементов, компонентов, подсистем. На наш взгляд, управляющая подсистема региона, как важнейший её компонент, всесторонне изучена и охарактеризована. Напротив, вопросы возникают при характеристике управляемой подсистемы региона.

Так, например, В.К. Бугаев выделяет следующие компоненты региона как объекта управления:

  • природная среда как естественная ресурсная база производства и необходимое условие жизнедеятельности населения;
  • население как производительная сила и потребитель материальных и культурных благ;
  • производство материальных и культурных благ как связующее звено во взаимодействии общества и природы, источник благосостояния людей.

Управляемая подсистема региона предстаёт как совокупность многообразных субъектов хозяйствования, воздействуя на которые управляемая подсистема способствует системным преобразованиям в регионе. Многообразие форм собственности требует осмысления нового объекта управления — региональной собственности.

Государственный сектор экономики субъекта Российской Федерации, с позиции органов государственной власти, продолжает оставаться одним из действенно регулируемых сфер регионального хозяйственного комплекса. Это обусловлено, прежде всего, возможностью прямого воздействия на объекты субфедеральной собственности и быстротой принимаемых решений. Таким образом, относительно открытости системы нами была предложена геоэкономическая модель управления социально-экономического развития региона.

Геоэкономическая модель предполагает интернационализацию не обмена, а производства. Производство выносится за пределы региона, включается в воспроизводственные цепочки других национальных экономик. В итоге реализация вышеназванных системных признаков региона будет способствовать формированию эффективной системы управления, отвечающей современным процессам модернизации и регионализации социально-экономических отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)