Сущность административного надзора полиции
Административный надзор полиции представляет собой систематический мониторинг (наблюдение) полицейских подразделений за неукоснительным выполнением лицами, наделенными должностными обязанностями, юридическими лицами и соблюдением гражданами установленных системой нормативных правовых актов, общеобязательных правил, регламентирующих сферу общественного порядка и безопасности, в целях предупреждения и пресечения нарушений данных норм и правил, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или применения к ним мер общественного воздействия.
Административный надзор – как одна из сфер деятельности полиции – имеет широкую область применения.
Характерными чертами (признаками) административного надзора, осуществляемого полицией за соблюдением общеобязательных правил, являются:
- неограниченный круг субъектов надзора (физических и юридических лиц);
- большое количество законодательных и иных нормативных правовых актов как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации по различным вопросам обеспечения общественной безопасности (в том числе при эксплуатации транспорта и использовании источников повышенной опасности) и охраны общественного порядка;
- его персонификация, т. е. установление за конкретным кругом лиц, которые могут представлять опасность для общества в дальнейшем (такие как лица, освобожденные из мест лишения свободы; условно осужденные, а также осужденные, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы).
Целью административного надзора является обеспечение безопасности в какой-либо отрасли. Так, экологический надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, технический надзор, надзор в области дорожного движения и т. д. устанавливаются и осуществляются в целях обеспечения экологической, санитарно-эпидемиологической, строительной, производственной, транспортной и другой безопасности.
При этом задачами административного надзора являются:
- прием необходимой информации о состоянии законности и безопасности в соответствующих областях жизнедеятельности человека;
- обеспечение законности и правопорядка;
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений.
Анализ указанных задач свидетельствует о правоохранительной и информационной функциях административного надзора.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определил общие принципы осуществления административного надзора.
К ним законодатель относит:
- осуществление проверок в рамках полномочий органа административного надзора, его должностных лиц;
- недопустимость взимания с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение надзорных мероприятий;
- неприемлемость проведения административного надзора несколькими органами в отношении одного поднадзорного объекта;
- ответственность органов административного надзора, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении административного надзора и др.
Непосредственное осуществление того или иного вида административного надзора определяется законодательным или подзаконным актом. Например, регламентация административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, нашла свое отражение в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ2.
Регулирование административного надзора на ведомственном уровне определяется обширным спектром подзаконных актов. Так, Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, определяет функции МВД России по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Характерной особенностью административного надзора является дуалистичность его проявлений. Он может выступать в качестве мощного средства обеспечения законности в самых разнообразных областях общественной жизни, и в то же время являться коррупциогенным фактором, создающим административные барьеры, замедляющие развитие предпринимательской деятельности.
При этом гарантией самого административного надзора является административная ответственность, которая проявляется в таких нормах, как ст.ст. 19.3, 19.4 и 19.7 КоАП РФ.
- Процедуры разрешения заявлений об административном правонарушении
- Характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях
- Сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел
- Контроль за рассмотрением обращений и соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Заявления и сообщения о происшествиях
- Заявления и сообщения об административных правонарушениях
- Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу