Сущность административного надзора полиции

Административный надзор полиции представляет собой систематический мониторинг (наблюдение) полицейских подразделений за неукоснительным выполнением лицами, наделенными должностными обязанностями, юридическими лицами и соблюдением гражданами установленных системой нормативных правовых актов, общеобязательных правил, регламентирующих сферу общественного порядка и безопасности, в целях предупреждения и пресечения нарушений данных норм и правил, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или применения к ним мер общественного воздействия.

Административный надзор – как одна из сфер деятельности полиции – имеет широкую область применения.

Характерными чертами (признаками) административного надзора, осуществляемого полицией за соблюдением общеобязательных правил, являются:

  • неограниченный круг субъектов надзора (физических и юридических лиц);
  • большое количество законодательных и иных нормативных правовых актов как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации по различным вопросам обеспечения общественной безопасности (в том числе при эксплуатации транспорта и использовании источников повышенной опасности) и охраны общественного порядка;
  • его персонификация, т. е. установление за конкретным кругом лиц, которые могут представлять опасность для общества в дальнейшем (такие как лица, освобожденные из мест лишения свободы; условно осужденные, а также осужденные, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы).

Целью административного надзора является обеспечение безопасности в какой-либо отрасли. Так, экологический надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, технический надзор, надзор в области дорожного движения и т. д. устанавливаются и осуществляются в целях обеспечения экологической, санитарно-эпидемиологической, строительной, производственной, транспортной и другой безопасности.

При этом задачами административного надзора являются:

  • прием необходимой информации о состоянии законности и безопасности в соответствующих областях жизнедеятельности человека;
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений.

Анализ указанных задач свидетельствует о правоохранительной и информационной функциях административного надзора.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определил общие принципы осуществления административного надзора.

К ним законодатель относит:

  • осуществление проверок в рамках полномочий органа административного надзора, его должностных лиц;
  • недопустимость взимания с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение надзорных мероприятий;
  • неприемлемость проведения административного надзора несколькими органами в отношении одного поднадзорного объекта;
  • ответственность органов административного надзора, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении административного надзора и др.

Непосредственное осуществление того или иного вида административного надзора определяется законодательным или подзаконным актом. Например, регламентация административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, нашла свое отражение в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ2.

Регулирование административного надзора на ведомственном уровне определяется обширным спектром подзаконных актов. Так, Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, определяет функции МВД России по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Характерной особенностью административного надзора является дуалистичность его проявлений. Он может выступать в качестве мощного средства обеспечения законности в самых разнообразных областях общественной жизни, и в то же время являться коррупциогенным фактором, создающим административные барьеры, замедляющие развитие предпринимательской деятельности.

В целях сдерживания субъектов административного надзора в законных рамках наряду с юридическими гарантиями, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, в 2010 г. была введена административная ответственность (ст. 19.6.1 КоАП РФ) государственных инспекторов за нарушения прав объектов административного надзора.

При этом гарантией самого административного надзора является административная ответственность, которая проявляется в таких нормах, как ст.ст. 19.3, 19.4 и 19.7 КоАП РФ.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)