Суфизм

Суфизм – это мистико-философское течение VIII в. в исламе как суннитского, так и шиитского толка, основанное на использовании аскетических духовных практик в целях постепенного приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного слияния с ним. Суфизм имеет институт наставников-мудрецов, ведущих ученика по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.

Суфии нацелены на интуитивное познание, использующее особые танцы или бесконечные повторения молитвенных формул и умерщвление плоти для достижения «озарения» и экстаза. Индивидуальный мистический опыт самого Мухаммада, воззрения гностиков и христианских монахов, некоторые положения зороастризма можно считать религиозно-идеологическим источником суфизма. Суфийский тарикат считается более близким к богу, чем шариат (этический путь человека и общества к богу).

В X – XI вв. учение о тарикате получает законченную форму, появляются положения об «остановках» на мистическом пути, о трех ступенях истинного познания, венчаемого слиянием познающего и познаваемого. Первый этап мистического пути – шариат, общемусульманский всеобщий закон, второй – тарикат, тогда человек находит себе учителя и под его руководством проходит стадии изменения сознания («стоянки»: раскаяние в прежнем неведении, богобоязненность, воздержание, добровольная бедность, терпение, удовлетворенность, упование на бога). На третьем этапе он сам становится учителем и вступает в мистическое общение с богом. Вершина философии суфизма – труды Мухи ад-Дина ибн аль-Араби, богослова и поэта.

Только в человеке, достигнувшем мистического совершенства, соединяются противоположности, вызванные отношением бога и мира. Бог, феноменальный мир и человек – это части единого мира, каждая из которых запечатлевает его единство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)