Субкультура в групповом контексте

Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло какие-то жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых.

Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство – период минимальной ответственности, и вступает во взрослость – период максимальной ответственности.

Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Хотя в семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность, но, вырастая, он стремится выйти за ее границы, приобрести недостающую свободу действий, правда, стараясь сохранить чувство защищенности и принадлежности.

Переходным мостиком в мир взрослых служит группа сверстников. Она дает оба качества – защищенность и свободу

Независимость и свобода – это черты взрослой субкультуры, а социальная защита и эмоциональная принадлежность, в которых молодой человек еще нуждаются как неполный взрослый, тянутся из детства и родительской семьи.

Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совершают молодые люди. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники.

Это совершенно новая ситуация, в которую только еще вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту.

То и другое – непременные атрибуты “взрослого общества”, где также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.

Никакой иной социальный институт не может взять на себя те функции, считает А.П.Файн, которые выполняют группы сверстников.

Они помогают освоению навыков социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом, передают специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах.

Наконец, в группе сверстников можно обрести взаимопонимание и сплотиться для противо-стояния воспитательной активности взрослых).

Можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать.

И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека.

Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Кампания 40- или 50-летних мужчин и женщин – тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)