Структура оборотных средств образовательной организации

Важным элементом учебно-материальной базы образования являются оборотные фонды, или малоценные, быстроизнашивающиеся предметы, которые функционируют в учебно-воспитательном и научно-исследовательском процессе непродолжительное время (менее одного года).

По своей специфике оборотные фонды сферы образования несколько отличаются в экономическом плане от оборотных фондов материальной сферы производства, хотя могут иметь одинаковую внешнюю форму.

Интересно
Главное отличие состоит в том, что оборотные фонды сферы образования не принимают участия в смене форм стоимости, их кругооборот завершается на стадии включения стоимости израсходованных ресурсов в затраты на подготовку рабочей силы, т. е. эти затраты носят безвозвратный характер.

Структурное устройство оборотных фондов таково: библиотечный фонд, канцелярские принадлежности, учебные пособия, текущий хозяйственный инвентарь, запасы продуктов питания, мягкий инвентарь, кустарники в ботаническом саду, слесарный инструмент, спортивный инвентарь, запасные части и прочие быстроизнашивающиеся предметы.

В составе учебно-материальной базы образования доля оборотных фондов составляет около 4 %.

Однако небольшой удельный вес оборотных фондов не исключает их особой важности в учебно-воспитательном и научном процессе.

Например, трудно переоценить наличие библиотечного фонда в образовательных организациях, запасы продуктов питания, наличие игрушек, одежды, мягкого инвентаря в детских дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах и т. д.

В прошлом обеспечение учреждений образования оборотными фондами осуществлялось по заранее разработанным в централизованном порядке унифицированным нормативам, что создавало определенные гарантии для каждого учебного заведения, в немалой степени удовлетворяло научно-техническим, педагогическим требованиям.

Это касалось, прежде всего, соблюдения установленных норм питания в детских дошкольных учреждениях, пополнения библиотечного фонда, обеспечения наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

В настоящее время на пополнение учебных заведений оборотными фондами выделяются мизерные суммы. В сфере образования эффективность использования оборотных фондов не определяется какими-либо показателями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)