Стратификация армейской общности

Социальная стратификация начинается на уровне дифференциации двух социальных сообществ, офицерского и солдатского, а затем углубляется внутрь каждого из них, продолжая расставлять людей по множеству ступенек, рангов, страт и групп.

Таким образом, армия не представляет единого монолита и вначале распадается на два крупных сословия, различающихся материальным положением, статусными полномочиями и возможностями, ролевыми предписаниями и образом жизни:

1) генералы, офицеры, прапорщики, а также солдаты и сержанты сверхсрочной службы (т. е. служащие по найму),
2) военнослужащие срочной службы.

Первый, офицерский, слой по указанным социальным признакам мало чем отличаются от гражданских служащих, многие проживают в городах, снимают частные квартиры, имеют выходные, надевают униформу только на службе, проводят досуг как и все другие горожане.

Те ограничения, которые налагает на них служба и воинское звание, компенсируются льготами (длительный отпуск, относительно высокая зарплата и др.). Поэтому говорить об армейской изолированной подсистеме можно лишь в отношении военнослужащих срочной службы (солдат).

Для них служба в армии длится два года (для лиц с высшим образованием – один год). Жизнь солдата протекает в замкнутых условиях казармы и прилегающей территории. За пределы части солдат может выйти лишь в трех случаях:

1) если ему предоставляется десятидневный отпуск, который дается лишь части солдат и обычно лишь раз за два года службы;

2) если он отпущен в увольнение (на срок не более суток);

3) если он направлен на работы за пределы части.

Помимо этого, контакты с прочим обществом, т.н. гражданкой, осуществляются по следующим каналам:

1) переписка;

2) чтение газет и журналов, выписываемых в части;

3) чтение книг, обычно из библиотеки части;

4) просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач.

Если воинская иерархия включает офицеров и рядовых. То солдатское общество состоит исключительно из рядовых и младшего офицерского состава (сержантов и старшин), которые постоянно находятся вместе с подчиненными, делят с ними один кров и еду, имеют с ними общий или сходный образ жизни, ценностные ориентации и манеру поведения.

В литературе не сложилось единой классификации социальных групп, на которые дифференцируются военнослужащие. Несмотря на ряд общих черт, их состав весьма разнообразен.

Согласно предложению М.Т.Дьячка, все солдатское общество делится на четыре группы:

1) военнослужащие первого периода службы (0-0,5 года);

2) военнослужащие второго периода службы (0,5-1 год);

3) военнослужащие третьего периода службы (1-1,5 года);

4) военнослужащие четвертого периода службы (1,5-2 года).

В различных частях эти группы называются по-разному. Приведем несколько вариантов их наименования:

В разных частях и в разные годы социальные страты могут именоваться по-разному. К.Л.Банников[677] приводит универсальную для всех войск схему.

“Духи” – новобранцы, те, кто только призвался и не имеет никаких прав. Низшая каста. Их называют “духами”, что подчеркивает их социальную эфемерность. Статус “духа” длится первые 6 месяцев службы.

Молодые” – следующая ступень иерархии. Они уже имеют некоторые незначительные права (в основном, это право психологического давления на “духов”) и максимально расширенный круг обязанностей. “Молодые” отвечают за социализацию “духов” в “правильной” директории.

Затем их “переводят” на следующую ступень соответствующим ритуалом, в результате чего они становятся “черепами”.

Черепа” (“черпаки”) – первый привилегированный слой в системе экстремальных групп. Их главной обязанностью является контроль за “молодыми” и “духами”. Пользуются всей полнотой прав. Имеют право вести счет своего времени и обсуждать связанные с демобилизацией проблемы.

Деды” – полноценные субъекты всей неуставной системы. Это военнослужащие “четвертого периода” (от 18 до 24 месяцев). Пользуются всеми правами. Их основная обязанность – блюсти себя, поддерживать реноме элиты, готовиться к дембелю.

Последнее, действительно, является обязанностью, поскольку, в конечном итоге, сводится к противостоянию официальному командованию, офицерскому составу. Их доминация носит уже не столько исполнительный, сколько законодательный характер.

Они выступают своего рода “гарантами” неписаного права, собственно дедовщины, осуществляя контроль за всеми уровнями отношений и их знаково-символическим выражением. Кроме того, они являют собой некий символ высшего социального осуществления, столь желанного для низших.

Дембелями” становятся те, на кого распространяется приказ об увольнении в запас. Соответственно, их статус длится с момента его опубликования до реального увольнения. “Дембель” – лицо особое. Он – трансцендентный армии субъект, мысленно соотносящий себя с гражданским обществом уже на полном законном основании.

Его обязанности по отношению к системе экстремальных групп находятся исключительно в сфере символов. Он мог бы пользоваться всеми привилегиями, но блага казарменного мира – это не его блага.

Он демонстративно выходит из сферы внутренних отношений и подчеркивает этот трансцендентный переход знаками, выражающими его аутсайдерское состояние.

Чмо” – так в армии называют париев, людей опущенных на нижний порог социальной аутсайдности. Они приравнены к “духам”, но на них принцип автоматической мобильности не распространяется. Феномен изгоя возникает не случайно, но там, где группа испытывает в нем потребность.

Явление “чмо” в армейском коллективе показательно тем, что с ним социальная структура приобретает двойной стандарт: на специфическую пятичленную модель (“духи” – “молодые” – “черепа” – “деды” – “дембеля”) накладывается универсальная трехчленная (“парии” – “масса” – “элита”).

Таким образом, к трем основным вертикальным стратам добавляются еще по одной – сверху и снизу – с пограничным статусом, поскольку “духи” и “дембеля” конституируют собой верхний и нижний порог социальной аутсайдности.

Кроме того, в солдатском обществе существует две лиминальных (по терминологии А. ван Геннепа) категории:

1) военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме; в разных частях их называют карантин, слоны, мамонты; после принятия присяги и распределения по подразделениям они включаются в общую систему и становятся духами;

2) военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа), их называют дембелями или, реже, квартирантами.

Распределение по “рангам” – старая армейская традиция. В каждом роде войск ранговая классификация своя. Тот, кто начинал во внутренних войсках, знает, что здесь самых молодых называли “духами”. Через полгода ты становишься “щеглом”.

Отслужив половину, превращаешься в “фазана” (ударение на первом слоге). Через полтора года – ты “дед”. К концу службы – “дембель”.

По сути, это временные группы, но у каждой из них, естественно, свое положение в общей солдатской массе. Эта иерархическая лестница и есть ни что иное, как дедовщина или неуставные взаимоотношения.

Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди всех категорий – духи, самая полновластная – деды.

Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.

Особенно ярко противопоставление духов и дедов проявляется в форме одежды. Дух обязан носить не подогнанную по фигуре (неушитую) форму, которая состоит из кителя (гимнастерки) и брюк. Молодой солдат должен подпоясываться духовским ремнем, сделанным из дерматина (заменителя кожи).

Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом нельзя было просунуть палец.

На голове полагается носить духовскую шапку – это шапка обычно слишком большого размера или бесформенная, серого цвета. Деды же, напротив, ушивают (т.е. подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя.

Дедовский ремень сделан из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах), его пряжка выгибается под углом примерно в 120-90 градусов. Ремень носится очень свободно, на бедрах.

Дедовская шапка – маленького или даже очень маленького размера, она подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой.

Нормы, регулирующие форму одежды военносслужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком высшей “касты” – воров – также является ушитая и отутюженная униформа, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки.

Некоторые военнослужащие, склонные к мыслительному процессу и обобщениям, на досуге занимаются классификацией солдат: “воздух” – гражданский человек; “запах” – призывник до принятия присяги; “дух” – солдат до первого приказа о дембеле; “муравей” – солдат осеннего призыва; “фазан” (“фазаненок”) – молодой солдат весеннего призыва; “фазанарий” – весенний призыв; “гусь” (“скворец”) – солдат второго полугодия первого года службы; “черпак” – солдат, служащий третьи полгода; “ворона” – тот же солдат, служащий во внутренних войсках; “дед” (“дедушка”, “старый”) – солдат второй половины второго года службы; и, наконец, “дембель” – солдат, ожидающий увольнения в запас.

В системе армейских взаимоотношений форму, очередность и содержание социальных взаимоотношений между солдатами различных периодов службы определяет их иерархический ранг. Чем он ниже, тем выше зависимость от других.

Чем выше ранг, тем больше свободы действий и шире круг тех, кто обслуживает обладателя данного статуса. Поскольку вершину армейской иерархии занимают деды, то от них вниз последовательность взаимодействий выстраивается следующим образом:

Иерархия обусловливает социальный порядок клюва, т.е. очередность совершения престижный или привилегированных действий.

Понятие социального клюва ввел в научный оборот норвежский психолог и этолог Т.Шелдерун-Эббе. Наблюдая за поведением цыплят, он обнаружил, что только один из них всегда господствует над всеми другими.

Этот молодой петушок всегда клевал первым, никого не допуская. Вторым подходил другой петушок, который продолжал склевывать то, что оставалось от первого. Все остальные выстраивались в очередь, и каждый занимал определенное место, которое соответствовало его позиции в иерархии.

Как и у людей, у птиц соблюдается порядок старшинства и права старейшин. Одни занимают верхние ступеньки в иерархии, а самые молодые – низшие.

Старшинство может основываться не только на возрасте, но и на том факте, что кто-то раньше занял более выгодные позиции. Пришедшие позже всегда получают самое худшее место, так как лучшие позиции уже заняты.

Порядок клюва действует во всех социальных организациях, в том числе и в армейском сообществе. Старший по званию стоит в очереди первым и получает блага большие, чем другие. Поскольку он получает принадлежащее ему по званию без борьбы, другие не проявляют агрессивности и желания опередить друг друга.

Как показывают наблюдения, в столовой первыми накладывают себе пищу из общей посуды деды, затем котлы, затем молодые, и лишь потом остатки ее разбирают духи. В результате последним часто не достается наиболее ценимых в армии продуктов: мяса, жареной рыбы, масла, сахара.

Понятно, что порядок клюва определяет систему социального ранжирования, а на ее основании и стратификацию власти. Социальный ранг определяет такие формы взаимоотношений, как лидерство, господство и подчинение.

Если система устойчива, то она в течение долгих десятилетий может регулировать социальный порядок в сообществе, где каждый знает свое иерархическое место и не посягает на чужое. Таким способом в мире животных и в человеческом обществе устанавливается порядок, основанный на стратификации и статусах.

Для закрепления иерархии, придания ей незыблемости и авторитета, старослужащие применяют социальные практики, которые основаны на воспитании покорности и угодливости. Особой изощренностью славятся так называемые построения.

От официальных построений, проводимых старшими офицерами и призванными проверить наличность состава военнослужащих, дедовские построения отличаются вывернутым наизнанку содержание. Их цель не проверить присутствие военнослужащих на местах, а унизить присутствующих.

Подобные псевдопроверки проводятся в тот момент, когда в казарме нет офицеров, например, ночью. По приказу старослужащих подается команда “Духи, строиться!” или “Духи и молодые, строиться!” Затем старослужащие обходят строй молодых солдат, придираясь к малейшей мелочи в их одежде или просто так, без причины, вспоминая их прошлые оплошности.

Для многих духов построения заканчиваются избиениями. Молодой солдат, не вынесший этих издевательств, забитый, опустившийся, называется задроченным. Если к этому прибавляется его неопрятный внешний вид, такой военнослужащий называется чмо, чмырина.

Наконец, если тяжелый образ жизни приводит к тому, что солдат буквально теряет человеческий облик, он переводится в категорию чуханов, или чушков. Задроченные духи и тем более чушки в армии презираются всеми, даже военнослужащими одного с ними срока службы.

Таким образом, один из важнейших этических принципов, существующих на гражданке, – уважение к старшим и послушание младших – превращается в армии в способ легализации отношений власти. Апелляция к общепризнанной культурной норме придает армейской статусной системе характер абсолютной нормы.

Социальная стратификация казармы выражается множеством самых разных признаков, начиная с внешнего вида солдат (костюма и манеры его носить, ремня, головного убора), подчинения разным режимам солдатской жизни (облегченного для одних и неимоверно затрудненного для других), вольностей, разрешаемых в поведении, до состояния духа и менталитета.

Несмотря на то, что все солдаты облачены в одинаковую форму, глядя на строй, по отдельным незначительным признакам можно безошибочно определить статус каждого и сколько ему осталось служить.

Например, головные уборы не только согревают человека, но являются знаком социальной принадлежности. В армии между пилотками, шапками-папахами и фуражками лежит огромная статусная дистанция.

То же можно сказать и о других частях армейского костюма, начиная с нижнего белья и кончая качеством и цветом шинели. Богат социальной семантикой солдатский ремень. Устав предписывает солдатам срочной службы ремни из плотного дерматина.

Кожаные ремни выпускаются для курсантов военных училищ. В солдатской массе они – большая редкость и ценятся намного выше низкостатусных дерматиновых ремней.

Во-первых, это инструмент инициации; во-вторых, он фактически находится в коллективной собственности подразделения (“дед” отдает его своему “духу” при инициации, а себе на дембель покупает новый); в-третьих, ремень – календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы службы, своеобразная модель протяженности жизненного пути.

Его носят не просто с достоинством, но максимально распущенным – как символ статусной привилегированности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)