Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополий

Рыночные структуры, которые нельзя считать полностью конкурентными и которые в то же время не контролируются продавцом монополистом, относятся к случаям несовершенной конкуренции.

Она возникает тогда, когда две фирмы или более, каждая из которых имеет возможность влиять на цену, конкурируют на рынке.  Известны две формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция предполагает, что значительное число фирм, каждая из которых удовлетворяет относительно небольшую долю рыночного спроса, конкурируют на рынке дифференцированного продукта со свободным входом и выходом.

Олигополия, напротив, отличается относительно небольшим числом фирм, которые доминируют на рынке, где вход и выход могут быть затруднены. Каждый из участников олигопольного рынка занимает весомое положение, так как на его долю приходится значительное число продаж.

Это дает возможность фирме влиять на рынок и на других его участников.  Однако, так как основная часть продаж приходится на остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существенным взаимодействием поведения остальных.

Поэтому диктат цен при олигополии ограничен.

Основным моментом становится и наличие барьеров при вхождении в эту отрасль.  Ими могут быть: – величина фирмы (т.е. фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек).

Для этого требуется:

  1. большой первоначальный каптал;
  2. требование наличия патента;
  3. контроль над стратегическим сырьем;
  4. огромные затраты на рекламу.

Малое количество фирм благоприятствует тайному сговору, когда фирмы достигают согласия о фиксировании цены, делении рынка, ограничении конкуренции.

Препятствиями для тайного сговора обычно являются:

  • различия в спросе на товар;
  • различия в издержках его производства и обращения.

Когда издержки и спрос различаются, то трудно договориться о цене, поэтому судьба сговора зависит от способности достичь компромисса. Чем больше фирм в отрасли, тем тяжелее им вступить в сговор.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)