Прогнозируемые и непрогнозируемые факторы

Влияние внешних рисков обусловливает возможность наступления неблагоприятного или благоприятного для предприятия изменения среды, которое нельзя предсказать заранее. Такие изменения или факторы называются непрогнозируемыми.

В процессе управления предприятием менеджеры делают прогноз макроэкономической ситуации и изменений коммерческой среды, оценивая степень вероятности их наступления, и принимают управленческие решения, исходя из такого прогноза.

Следовательно, наряду со случайными можно выделить прогнозируемые факторы. К факторам, изменение которых невозможно прогнозировать, относятся макроэкономические, экологические, социально-опасные и связанные с возникновением непредвиденных срывов.

Черных А.В. в число прогнозируемых факторов включает:

  1. рыночные (изменение потребительских требований, усиление конкуренции и др.);
  2. технические (изменение технологии и др.);
  3. правовые (возникновение судебных процессов, невыполнение контрактов и др.).

Следует отметить, что приведенное разделение изменений среды на прогнозируемые и непрогнозируемые в определенной степени условно, хотя не лишено логики.

Необходимо также учитывать, что в каждой конкретной ситуации один и тот же фактор может быть отнесен как к случайным, так и к прогнозируемым.

По мнению Черных А.В. управляемые факторы – это переменные, на которые есть возможность воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения либо увеличения положительного эффекта.

Уменьшение риска отрицательного эффекта производится путем:

  • принятия управленческих решений (воздействие на факторы внутренней среды);
  • осуществления расходов, изменения условий договоров с контрагентами.

Неуправляемые факторы не подвержены воздействию со стороны предприятия, а снизить отрицательный эффект от их действия можно путем учета их влияния в стратегиях развития.

Распространенным является отождествление управляемых факторов и факторов внутренней среды, хотя такой подход кажется достаточно обобщенным и не всегда соответствующим практике.

Примерами управления внешними факторами могут быть стимулирование спроса на продукцию, контроль действий поставщика и т.д.

Интересно
Представляется, что степень управляемости того или иного фактора зависит не только от принадлежности к той или иной среде, но и от уровня неопределенности, сопутствующего рассматриваемому фактору.

Полностью неуправляемыми являются факторы макросреды. Хотя данное утверждение также может оказаться спорным, когда речь идет о крупных предприятиях, которые могут повлиять, например, на принятие тех или иных политических решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)