Статья о трезвости

Статья моя о трезвости, напечатанная в «Русском вестнике» № 8 текущего года и перепечатанная в № 34 «Церковных ведомостей», вызвала обширную, постоянно разрастающуюся переписку. Пишут ко мне из всех краев России люди всех возрастов и званий, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens.

Благодарение Богу! В числе моих корреспондентов – множество священников, не только отнесшихся сочувственно к моим попыткам в борьбе с пьянством, но уже занятых устройством в своих приходах обществ трезвости, первыми членами коих являются они сами, безусловно отказавшись от употребления спиртных напитков.

Нельзя достаточно благодарить этих священников, нельзя ценить достаточно высоко этот скромный подвиг любви христианской, для них лично не нужный, быть может, тягостный, во всяком случае, неудобный – но дающий мерку их пастырской ревности, но служащий залогом плодотворности и прочности предпринятого ими труда. Да благословит Господь их доброе начинание, да продлит их дни и умножит их число!

Само собою разумеется, что перепискою с этими истинными пастырями я дорожу чрезвычайно и от души желаю ее продолжения и расширения. Но тяжкий недуг, но сложные школьные заботы, но массы получаемых мною писем не дозволяют мне отвечать каждому из них с тою обстоятельностью и подробностью, коих требует и важность дела, и искреннее мое желание оказать посильную помощь каждому из них. Не взамен личной переписки, а для облегчения, уяснения и дополнения ее – решаюсь я напечатать эти строки. Прежде всего надлежит мне восполнить существенный пробел, допущенный мною в первом моем указании на способы борьбы с пьянством, – пробел, неизбежный в статье, написанной для журнала светского и обращенной к читателям-мирянам.

В Татевском обществе трезвости, во главе коего стоит мирянин, присоединение происходит посредством внутреннего обета, ознаменованного служением молебна и целованием иконы. Но там, где во главе общества стоит священник, несравненно естественнее и желательнее – присоединение посредством устного обета, данного на исповеди.

Интересно
Полагаю, что в этом согласится со мною без дальнейших разъяснений всякий священник. Но я счел долгом упомянуть об этом способе присоединения новых членов к обществам трезвости потому, что он с успехом практикуется некоторыми из моих сотрудниковсвященников и что в этом деле нельзя быть достаточно осторожным. Только исповедь дает полную возможность решить, может ли данное лицо быть допущено к принесению обета, только исповедь придает этому обету полное освящение церковное. Такое обещание, молитвенно подготовленное говением, запечатленное святостью таинства, несомненно укрепляет волю действительнее, чем всякое другое.

Из него прямо вытекает в случае нарушения обета обязанность церковного покаяния, а для священника – возможность и право наложить епитимию. Но и при этом способе присоединения к обществам трезвости священники, придерживающиеся его, нашли полезным и нужным сохранить обряд особого молебна с целованием иконы. Ограждению от искушений способствует и это церковно-молитвенное ознаменование вступления в союз.

Кроме того, оно подает добрый пример, располагающий равнодушных и колеблющихся к размышлению, к принятию твердого решения. В некоторых приходах принято – и это обычай добрый – благословлять всякого вновь присоединяющегося члена иконою того святого, коему служится молебен при этом присоединении. На обороте этой иконы записывается число, в которое дан срочный обет воздержания.

Один из знакомых мне священников, кроме того, пишет на этом обороте какой-либо текст Священного Писания, имеющий отношение к трезвости или соответствующий личным духовным нуждам присоединяющегося. Людям грамотным сверх того раздаются «Троицкие листки» (№ 8, 70, 150, 454, 465, к коим недавно присоединился прекрасный листок № 492).

Эта раздача икон и листков, конечно, сопряжена с небольшими издержками. Но полагаю, что из-за них не стоит осложнять дела каким-либо денежным сбором с членов общества. Во многих приходах найдутся добрые люди, для коих не стеснительно истратить на этот предмет несколько десятков рублей.
Найдутся и благодетели отдаленные, коим я бы с удовольствием сообщил не только адреса тех приходов, которые нуждаются в их помощи, но и все желательные для них сведения о союзах трезвости, возникших в этих приходах. Боюсь только, что эти последние мои слова по адресу не дойдут.

«Церковные ведомости» мало читаются мирянами. Но, быть может, какая-либо светская газета найдет возможным перепечатать эти строки.
Радость, доставляемая этими иконами, этими листками, раздаваемыми по этому поводу, так велика, что мне хотелось бы доставить и людям, мне не знакомым, случай даровать эту радость.

Желательно и прилично, чтобы это благословение было даром любви людей просвещенных и богатых людям бедным и темным, а не зависело бы от кропотливого сбора мелких денежных взносов. Лучшего подарка не может быть сделано священникам бедных приходов, трудящимся над распространением трезвости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)