Статистика взяточничества

Как свидетельствует статистика, в России практически не осталось отрасли, в которой бы не действовали чиновники-мздоимцы. Взятки берут все – от глав администрации до служащих райсобесов.

По данным ГУВД, только в Подмосковье в 2001 г. было выявлено 153 человека, получивших взятки. Среди задержанных – 47 глав и сотрудников администраций, районный архитектор, руководители комитета по управлению имуществом, сотрудники торговых и иных инспекций.

Взятки пытались получить полковник таможенной службы, 14 руководителей системы высшего и среднего образования, 18 сотрудников милиции, 7 сотрудников налоговой полиции, 54 сотрудника медицинских учреждений.

Среди экзотических для этой области должностных лиц – заведующая ЗАГС, администратор кладбища и дежурный железнодорожной станции. При этом каждый взяточник скромно трудится в своей области, стараясь полнее охватить свой сектор.

Так, полковник таможенной службы получал деньги за выдачу и продление лицензий на создание складов временного хранения и таможенных терминалов, а также создание благоприятных условий при таможенном оформлении грузов.

Благодаря такому специфическому источнику дополнительных доходов таможенник разжился на 20 тыс. долларов. Один из заместителей главы администрации города Сходня Истринского района в сговоре с ведущим специалистом администрации специализировался на систематическом вымогательстве взяток у граждан и предпринимателей.

Оперативникам удалось зафиксировать факты вымогательства 10 тыс. долл. от директора коммерческой фирмы за выделение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство; 3 тыс. долл. и 30 тыс. рублей от руководителя военно-строительного объединения МВД России за перечисление задолженности в сумме 1 млн. 318 тыс. рублей с расчетного счета администрации на счет военно-строительного объединения МВД России; 5 тыс. 400 долл. от одного из гражданин за безвозмездное выделение земельного участка под строительство жилого дома.

Одним из распространенных видов завуалированной дачи взяток стало устройство на работу родственников. Всего за 2001 год выявлено 260 прямых фактов получения и дачи взяток.

Взяточничество относится к числу латентных преступлений – скрытых от глаз правоохранительных органов и общественности. Несмотря на широкую распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1991-1996 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1991 г. – 2534, 1992 г. – 3331, 1993 г. – 4497, 1994 г. – 4921, 1995 г. – 4889, 1996 г. – 5453.

Заметим, что численность населения Российской Федерации меньше населения СССР на 40 %. В то же время число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз.Согласно представленным данным доля взяточничества в общем массиве выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%.

По данным Министерства внутренних дел РФ, структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 1996 г. Представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и структур на местах – 41,1%, сотрудники правоохранительных органов – 8,9%, работники таможенной службы – 3,2%, депутаты – 0,8%, прочие – 7,8%. Особенно высокая криминальная активность чиновников в сфере приватизации, где выявлено свыше 1,7 тыс. преступлений.

По данным МВД, в 1999 г. было выявлено 6871 фактов взяточничества (на 18,3% больше, чем в 1998 г.), а в 2000 г. – 7047; злоупотребления должностными полномочиями в 1999 г. – 3732, в 2000 г. увеличилось на 12,2% – 4186 случаев.

Сегодня в России более 1,5 млн. чиновников, в чьей власти “дать” или “не дать”, ре-шить или не решить тот или иной вопрос, подписать или не подписать ту или иную бумажку. Иными словами, потенциальных взяточников.

А сколько же среди них реальных? По оценочным данным,не менее 70%. Кстати, эту ошеломляющую цифру подтверждают и результаты социологических исследований. Более половины опрошенных либо сами, либо их родственники и знакомые в той или иной ситуации были вынуждены давать взятки. Среди опрошенных коммерсантов этот показатель превышает 75%.

Взяточник не так безобиден, как это кажется на первый взгляд, хотя сам он не убивает, не грабит и не насилует, но многим преступлениям “по мере сил” способствует. По данным МВД, в России сейчас активно действует около 100 тыс. крупных криминальных группировок. И практически каждой седьмой банде под-купленные чиновники содействуют в совершении преступлений.

На подкуп должностных лиц различного ранга уходит от 30 до 50% доходов, получаемых за счет рэкета, финансовых афер, мошенничества, грабежей, разбоев и легального бизнеса. Это сотни миллиардов рублей. Не будем брать в расчет несчастного работника ЖЭКа, который продается -за 500 баксов, поставляя сведения об одиноких стариках и алкоголиках.

Гораздо дороже стоит “свой” человек в банковско-финансовой системе. Самое выгодное дело – кредиты на льготных условиях. В МВД утверждают, что до 40% от сумм кредита или ссуды возвращается в виде наличности в карманы благодетелей.

В конце 1990-х годов специалисты Европейского банка реконструкции и развития недавно провели анализ деятельности около 3 тысяч компаний бывших соцстран и подсчитали, какую сумму из годового дохода эти фирмы вынуждены выплачивать в виде взяток.

Оказалось, что по этому показателю первенство держит Грузия (8,1%), затем идут Армения (6,8%), Азербайджан (6,6%), Украина (6,5%), Молдавия (6,1%), Узбекистан (5,7%), Киргизия (5,5%), Казахстан (4,7%), Литва (4,2%). Россия набрала 4,1%.

Для криминала самым ценным человеком считается чиновник высокого полета. У него почти неограниченные возможности, например, продажа лицензий на нефть, газ, цветные металлы и многие другие.

За оказанные услуги здесь расплачиваются счетами в зарубежных банках на сотни тысяч долларов, презентами в виде особняков в живописных местах Подмосковья, надежными гарантиями “теплого” местечка после за-вершения государственной карьеры. Причем высокостатусных мздоимцев не только покупают – их делают: проталкивают наверх любыми способами, не жалея ни сил, ни средств.

Несмотря на захлестнувшую страну волну коррупции и взяточничества, за последние годы не было ни одного крупного разоблачения. Хотя видимость деятельности все же соблюдается. В 1996 г. было выявлено более 5 тыс. фактов взяточничества.

Эта поистине смехотворная цифра не отражает и тысячной до-ли того, что происходит в кабинетах чиновников. В сети, как правило, попадает мелкая рыбешка.

Среди продавшихся служак, представших в прошлом году перед судом, 42,7% – работники различных министерств, комитетов и структур на местах, 25,8% – сотрудники правоохранительных органов, 11,3% – представители кредитно-финансовой системы, 3,8% – работники контролирующих органов, 2,2% – народные избранники всех уровней. Но даже из этих 5 тыс. уголовных дел на скамье подсудимых окажется не более 200 человек.

Из общего числа осужденных за взяточничество в 1994-1996 гг. приговоры, связанные с лишением свободы, получили лишь 1169 человек (34 %). Если сопоставить эти сведения с данными Прокуратуры РФ, которая за тот же период выявляла в среднем около 5 тысяч “проявлений” взяточничества в год, то выяснится, что обвинительные приговоры выносятся не более чем каждому пятому обвиняемому Прокуратурой, а вероятность попасть за решетку после возбуждения дела Прокуратурой не превосходит 0,08.

Одновременно сама Прокуратура постоянно и не без оснований сетует на то, что от МВД она получает дела с таким количеством процессуальных нарушений, что позиции адвокатов в последующих судебных процессах оказываются практически беспроигрышными.

Низкая эффективность правоохранительной системы будет видна еще отчетливее, если рассмотреть КПД ее деятельности в сферах, особо подверженных коррупции во всех странах.

Так, по данным Государственной налоговой службы в 1998 г. уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы; осуждено всего шесть. При этом число дел, возбуждаемых против работников службы, год от года нарастает. И это характерно не только для налоговых органов.

Сегодня к уголовной ответственности можно привлечь только 6% от тех, кто регулярно получает “левые” деньги. Приговоры, связанные с лишением свободы, выносятся в каждом пятом случае. И каждый четвертый из них – с отсрочкой исполнения.

Привлечь чиновников к суду очень сложно. Это же относится и к служащим банков. Почти невозможно посадить за взятку депутатов всех уровней, судей и прокуроров, даже если их поймают за руку, хотя сделать это непросто. Так уж хитро устроено наше законодательство. Кстати сказать, его принимают все те же чиновники и депутаты.

К сожалению, мздоимство присуще не только высшим эшелонам власти, но практически всем слоям населения. По даннымВЦИОМ, только 16% наших сограждан думают, что можно прожить без взяток. Оставшиеся 84% сами платили либо знают о таких случаях от знакомых.

Разумеется, взятка взятке рознь – одно дело ваза школьной учительнице, шоколадка медсестре или тысяча рублей в конвертике, совсем другое – чемодан, набитый валютой. Первым грешит рядовой гражданин, вторым не брезгует крупный управленец.

Самые благодатные для взяток – госзаказы и госзакупки. Взятки здесь составляют до 20% суммы заключаемых сделок. Антикоррупционные меры только в военной сфере помогли бы сэкономить 8 млрд. руб.

По оценкам наших правоохранительных органов, в отдельных отраслях про-мышленности – нефть, газ, редкие металлы – тратят на взятки до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой!). Мелкие предприниматели по России пускают на взятки минимум 500 млн. долл. в месяц (6 млрд. долл. в год).

Численность населения РФ меньше населения СССР на 40%, но количество осужден-ных за взятки уменьшилось даже не в 2, а в 5 раз. Подобное случается только в те периоды развития общества, когда взятка становится нормой жизни.

Это парадокс – нормой стало отклонение, но это факт. Эксперты авторитетной международной организации Transparency International в 2002 г. опросили 5666 граждан и 1838 представителей малого и среднего бизнеса в 40 регионах России.

Респондентов спрашивали, когда, кому и в каких размерах они давали взятки. Объем коррупционного рынка в России эксперты оценили 520,9 миллиарда руб. в год. От граждан чиновники получают 170,4 миллиарда руб. в год, а от предприятий малого и среднего бизнеса – еще 350,47 миллиарда руб. Эта сумма равна четверти расходов федерального бюджета за этот год.

Выяснились и географические особенности национального мздоимства. Наиболее развит институт взяточничества в Московской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Непривлекательны для взяточников Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области. При этом авторы исследования обнаружили на юге России “пояс коррупционной пораженности, простирающийся от Ростовской области до Поволжья”.

За последнее десятилетие ХХ века отмечен постоянный рост коррупции. Например, если раньше граждане оценивали риск вымогательства при встрече с инспектором ГАИ в 60%, то сейчас этот показатель подскочил до 72%.

Риск заплатить милиции увеличился с 30% до 40%, суду – с 26% до 47%, а попасть в коррупционную ситуацию в стенах вуза – с 36% до 52%.

При этом средний размер взятки преподавателю вуза вырос с 4300 руб. до 10 000 руб. По данным прошлого исследования, работники ГАИ в масштабах страны зарабатывали на взятках 370 миллионов долл. в год, а сейчас – до 1 миллиарда долларов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)