Становление советского делопроизводства

Язык управленческих документов, или деловой стиль, и его изменения в советскую эпоху неоднократно становились предметом изучения как лингвистов, так и документоведов. Уже в конце 1920-х – начале 1930-х годов появились не только практические руководства по обучению основам делового стиля и правилам написания отдельных документов, но и первые лингвистические исследования, в которых была дана попытка описать специфику языка служебной документации, основываясь на анализе и критике стиля конкретных документов. С тех пор эта тема неоднократно рассматривалась в различных аспектах.

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитете) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917 – 1937. Для непосредственного управления страной было образовано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов). По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества было закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Интересно
Для работы в советских учреждениях были привлечены профессиональные революционеры, рабочие, солдаты и пр., не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные правила письмоводства и делопроизводства были отменены, а новые – еще не созданы.

Немногочисленные практические руководства по составлению и оформлению документов типа дореволюционных письмовников не смогли оказать существенного влияния на упорядочение документообразования в административном аппарате, так как касались главным образом документов по урегулированию гражданско-правовых отношений.

В первые годы советской власти началась работа по демократизации языка официально-делового стиля. Это проявилось прежде всего в упрощении и одновременно – регламентации и унификации языка документов. Основное, что отличает язык и стиль документов революционной эпохи, – это предельная простота изложения.

В документах отсутствуют громоздкие синтаксические конструкции, устаревшая лексика, ограниченно используются специфические официально-деловые термины. Требования к языку документов были обусловлены социальным фактором: во-первых, они должны были хорошо восприниматься на слух, а во-вторых, читать их могли немногие, поскольку население России в большинстве было неграмотно или малограмотно.

Общая стилистическая окраска текстов приближается к нейтральной, однако привлечением в деловую речь приподнято-торжественной лексики характеризуются почти все документы революционной эпохи. Использование выразительных средств придает документам патетический характер.

Даже такой документ, как «Устав внутренней службы Рабоче-Крестьянской Армии», не лишен патетики, что проявляется в использовании метафорических выражений (суровая рука революционного закона, братство народов, по первому зову Рабочего и Крестьянского правительства, как зеницу ока беречь и охранять народное имущество), высокой книжной лексики (стяг, воины), инверсии (не щадить сил своих, ни самой жизни своей).

В текстах международных документов этого периода также заметно преобладание средств публицистического стиля, поскольку тематикой их стала борьба за мир.

Например, отрывок из «Декрета о мире» (26 октября 1917 г.): «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет большинство истощённых, измученных и истерзанных войной трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий и без контрибуций».

Аннексия – захват чужих земель, насильственное присоединение чужих народностей, контрибуция – суммы, которые побежденное государство уплачивает победителю по условиям мирного договора.

В целом, в документах первых лет советской власти происходили сложные языковые изменения. В связи с социальными преобразованиями ушли в прошлое и стали историзмами многие слова, называвшие реалии дореволюционного времени (сословия, титулы, чины) – купец, дворянин, мещанин, граф, князь, коллежский асессор, тайный советник. Все слова со значением сословия были заменены одним: гражданин. «Датой рождения» этого слова можно считать 25 октября 1917 года, когда прозвучало Обращение Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России».

В законодательных документах с этого времени употребляется только гражданин, а также советский гражданин, советское гражданство. Вместо устаревших названий правительственных учреждений – сенат, департамент, дума, управа, казначейство, палата, присутствие и др. – появились новые: органы власти, советы, комиссариаты, комитеты и т.п.

Слово «комиссар» в сочетании «народный комиссар» (иностранных дел, тяжелой промышленности) пришло на смену слову «министр» в дни Октябрьской революции. По происхождению это слово иноязычное, вошло в русский язык из латинского через французский язык и употреблялось в русской дипломатической речи с 16 – 17 вв. в значении «уполномоченный на переговорах по заключению мира», а также в значении «чиновник, выполняющий политические функции».

С 6 октября 1917 г. слово «комиссар» в советском официальном лексиконе стало употребляться в значении «член правительства или вообще руководящее лицо с общественно-политическими, административными функциями» и просуществовало как название должности до 1946 г., пока на смену ему вновь не пришло слово «министр». От слова «комиссар» возникли новые образования: комиссариат, комиссарский, комиссариатский, комиссарша; сложносокращенные наименования: нарком, совнарком, наркомат.

В текстах воинских уставов это слово употреблялось в значении «политический руководитель воинской части» до 1942 г. и было заменено словосочетанием «заместитель начальника по политической части», или сокращенно – замполит. В официально-деловом стиле произошли изменения и в названиях документов.

Вместо высочайшего повеления, рескрипта появились декреты, воззвания, обращения, мандаты, декларации, а позднее – законы, распоряжения и др. Так, вместо прошения стали писать заявление, которое выражало право, завоеванное социалистической революцией, заявлять, а не «покорнейше, нижайше просить».

Вышли из употребления термины, называвшие единицы административного управления: полиция, полицейский, околоточный, городовой, пристав, а также некоторые должности: присяжный поверенный, товарищ прокурора, адвокат, арестант и пр.

Появились новые названия: защитник, обвинитель, заключённый. Для этого периода характерно возникновение новых воинских званий и, соответственно, новых слов для их наименования. Так, появилось слово «красноармеец», образованное от словосочетания Красная армия.

В словаре Ушакова это слово давалось с пометой «нов.». Оно вытеснило из употребления слово «солдат», которое помечалось в словаре, как «дореволюционное, заграничное». Позднее, в 1943 году, слово «солдат» вновь вошло в активный состав языка.

Вместо слов офицер, полковник, генерал появилось новое – командир. В первые годы советской власти слово «офицер» еще употреблялось, но только в сочетании «красный офицер». Официальным названием воинской должности это слово стало во время Великой Отечественной войны.

В 1918 году при Госконтроле была организована специальная комиссия для работы по упрощению делопроизводства в советских учреждениях. 30 декабря 1919 г. СНК (Совет Народных Комиссаров) принял декрет «Об устранении волокиты», подписанный В.И. Лениным.

Было принято решение «радикального изменения всей техники управления, искоренения всего ненужного и лишнего в нем». Таким образом, разные виды документов революционных и первых послереволюционных лет свидетельствуют о разрушении норм делового языка царской канцелярии и возникновении нового стиля документов, написанных не «канцелярским, а революционным языком».

В целом, уровень документационного обеспечения управления понизился. В то же время на своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть. Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования. 30 октября 1917 г. СНК издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов».

Были изданы декреты, регламентировавшие порядок законотворческой деятельности:

  • декрет СНК от 30 октября 1917 г. «О порядке утверждения и опубликования законов»;
  • декрет СНК от 18 ноября 1918 г. «О времени вступления в силу узаконений и распоряжений правительства».

Для улучшения качества оформления документов 2 марта 1918 года было принято Постановление «О форме бланков государственных учреждений». В этом документе перечислялись обязательные реквизиты бланков документов. Порядок использования печатей был установлен декретами ВЦИК и СНК от 6 июля 1922 т. «О порядке пользования печатями с государственным гербом».

Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 8 декабря 1918 г. «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты» было направлено на сокращение потока документов и предписывало заменить переписку переговорами по телефону, деловые бумаги – телефонограммами и установить контроль за всеми распорядительными документами. Всем советским учреждениям вменялось в обязанность исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно.

Ту же цель преследовал декрет «Об упрощении делопроизводства и переписки в советских учреждениях», подготовленный в декабре 1918 г. Совещанием по вопросу упрощения делопроизводства в советских учреждениях при Юрисконсультом отделе Наркомата госконтроля.

1920-1930-е годы – особый период в развитии советского делопроизводства, так как это время массового движения, названного научной организацией труда (НОТ) и научной организацией управленческого труда (НОУТ). Движение за НОУТ оказало значительное влияние на формирование и развитие делопроизводства.

Благодаря деятельности РКИ (Рабоче-крестьянская инспекция) в стране в 1920 годы сложилась система научно-исследовательских, хозрасчетных, ведомственных и общественных организаций, разрабатывающих вопросы научной организации управления на единой методической основе.

Организационно-научная деятельность по оптимизации в сфере управления была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами НОТ и делопроизводства.

30-е годы XX в. – стандартизация языковых средств деловой речи, их упорядочение. Большое значение для развития советского делопроизводства имело создание при НКРКИ в 1925 г. акционерного общества – Государственного бюро организационного строительства (Оргстрой).

Главным направлением деятельности Оргстроя была рационализация делопроизводства. Для внедрения результатов разработок, которыми занимался Оргстрой, требовалось их теоретическое обоснование, основанное на серьезной научной базе. Таким учреждением стал созданный в феврале 1926 г. при НКРКИ Государственный институт техники управления (ИТУ).

Обе организации работали в постоянном и тесном контакте. Причем деятельность Оргстроя носила преимущественно прикладной характер (разработка образцов канцелярской мебели, оборудования, средств оргтехники), тогда как ИТУ больше внимания уделял теоретическим исследованиям в области управления.

Реализация теоретических положений проходила по линии Оргстроя или силами самого института, имевшего тесные связи с низовыми органами НОТ (опытно-рационализаторскими станциями, оргбюро предприятий, ячейками по НОТ, лабораториями и др.).

В 30-е гг. формируется и укрепляется жесткая, централизованная административно-командная система управления, исключающая возможность рассмотрения альтернативных подходов к организации государственного делопроизводства.

В результате рушатся структуры, занимавшиеся исследованиями вопросов НОТ и делопроизводства; ликвидируются практически все крупные научно-исследовательские внедренческие центры, а их руководители в лучшем случае заканчивают свою жизнь в полном забвении, в худшем – репрессируются.

Интересно
Атмосфера этого периода наиболее ярко проявлялась в социальных заказах власти науке – в частности, усилия были направлены на «закрепощение» правовыми средствами населения страны. В этих целях, например, совершенствовалась система учета советских граждан.

В 1931 году издан был проект «Общих правил документации и документооборота», который был тиражирован и разослан на согласование во все учреждения и организации. В данном документе обобщен передовой практический опыт, который к тому времени был уже накоплен различными ведомствами и организациями.

Также обобщались исследования отечественных и зарубежных ученых. Новые технологии реализовывались в деятельности отдельных крупных ведомств. В них разрабатывались отдельные нормативно-методические материалы, инструкции по ведению делопроизводства, правила. В последующие годы (вплоть до 60-х годов) деятельность по созданию общей научно-методической базы делопроизводства в советских учреждениях не предпринималась.

Значительное влияние на процессы документирования оказала Конституция 1936 г., впервые за годы советской власти законодательно закрепившая иерархию управленческих документов, четко определив, какие виды распорядительных документов должен издавать конкретный орган власти и управления, а также учреждения, организации и предприятия.

Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единственным законодательным органом, таких прав лишились Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР.

Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов для каждой иерархической структуры. Указанные нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.

  • Вывод. В целом, для документов 20 – 30-х гг. характерно:
    • соединение деловой и публицистической речи;
    • отсутствие архаичной лексики;
    • простота синтаксических конструкций;
    • уменьшение количества канцелярских оборотов.

По мнению специалистов-документоведов, деловой стиль характеризуется рядом специфических признаков, одним из которых является нейтральный тон изложения. В тексте управленческого документа не допускаются слова с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской, не должна присутствовать личная, субъективная оценка ситуации, события, явления.

Однако для языка управленческих документов 1920-х годов, особенно первой половины, характерно именно наличие образно-экспрессивных средств. Зачастую они носят агитационно-пропагандистскую направленность, составляются от первого лица, ярко выражают личное отношение к фиксируемым событиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)