Стадии нормотворческого процесса

Законность нормотворчества заключается также в соблюдении стадий нормотворческого процесса (см. рисунок).

Нормотворческий процесс внешне выступает как процедура создания норм права, т. е. упорядоченная система стадий (этапов) деятельности по установлению, принятию, изменению и отмене правовых норм. Стадия нормотворческого процесса является самостоятельным этапом формирования государственной воли, организационно обособленным комплексом тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативных документов.

В обобщенном виде применительно для всех видов нормотворческого процесса можно выделить следующие стадии.

Первая стадия — принятие решения о разработке проекта нормативного правового акта. Решение о необходимости принятия нормативного правового акта может быть принято высшими органами государственной власти (Президентом РФ, Правительством РФ). В ведомственном нормотворческом процессе такое решение принимает федеральный министр, директор федеральной службы, их первые заместители, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами.

Вторая стадия — подготовка проекта. Организация работы над проектом нормативного правового акта предусматривает определение органа, ответственного за подготовку проекта, и круга лиц, привлекаемых к участию в работе над ним. Например, проекты федеральных законов разрабатывают комитеты палат Федерального Собрания РФ, депутаты и их группы, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти.

Широкое распространение имеет создание рабочих комиссий и рабочих групп по подготовке законопроектов по поручению палат Федерального Собрания РФ. Нередко представители научной общественности готовят инициативные законопроекты.

В демократических государствах отдельным самостоятельным элементом подготовки проекта нормативного правового акта может быть обсуждение проекта. Проекты нормативных правовых актов первоначально обсуждаются в рабочих комиссиях и рабочих группах, затем на экспертных советах в палатах парламента, на круглых столах и т. п.

Такие обсуждения нужны для выявления как всех положительных моментов, связанных со вступлением в юридическую силу акта, так и его недостатков — нормотворческих ошибок (ущемление прав отдельных граждан, коллизии, пробелы, несоответствие правилам нормотворческой юридической техники и т. п.).

Проекты ведомственных нормативных правовых актов заблаговременно публикуются для обсуждения на едином портале информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (http://www.regulation.gov.ru).

Третья стадия — нормотворческая инициатива. Она заключается в официальном внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение органа, полномочного его принять. Так, согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также верховным судам, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы должно быть выражено в форме готового законопроекта.

На муниципальном уровне право на нормотворческую инициативу может быть реализовано в форме предложений о необходимости принятия каких либо нормативных документов, выдвижения предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, об отмене нормативных правовых актов.

Четвертая стадия — принятие нормативного правового акта. Принятие может осуществляться различными способами:

  • путем депутатского голосования;
  • всенародного голосования на референдуме;
  • подписания (указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  • утверждения нормативного правового акта вышестоящим органом;
  • подписания сторонами нормативного договора.

Пятая стадия — опубликование нормативного правового акта. Данная стадия завершает процесс нормотворчества. Ее содержание заключается в том, что информация о принятом нормативном правовом акте доводится до сведения органов и должностных лиц, к которым имеет отношение, либо до всеобщего сведения.

На наших глазах рождается еще одна (шестая) стадия нормотворческого процесса — правовой мониторинг, под которым следует понимать научно и методологически обоснованную систему комплексной оценки правовых актов и правоприменительной практики, осуществляемую посредством получения различных видов информации, наблюдения, анализа, контроля и прогноза в целях создания эффективных правовых документов.

Сегодня без проведения правового мониторинга невозможна подготовка ни одного законопроекта. Это объясняется тем, что подготовка законопроектов должна основываться на достоверной статистической, социологической, криминологической и иной информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)