Средства обучения на лекции

Одним из важнейших инструментов преподавателя в ходе объяснения является голос. Во-первых, преподавателя должно быть слышно, во-вторых, при помощи громкости, интонации можно влиять на аудиторию, её понимание лекционного содержания.

Для объяснения важное значение имеют иллюстрации и демонстрации. Если иллюстрация изображает объект реальности, то демонстрация позволяет воспроизвести фрагмент изучаемой реальности в аудитории.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным распространение принципиально новых средств обучения. Компьютерная техника, интернет, всевозможные гаджеты включаются в процесс решения образовательных задач. При этом не следует забывать, что передавая часть функций на выполнение внешним устройствам, мы высвобождаем силы и время студента.

Но, если мы не будем ставить новых и более сложных образовательных задач, применение ИКТ может стать препятствием на пути индивидуального развития человека. Существует несколько хорошо известных видов лекций. Вводная лекция, которая читается в начале курса, информационная лекция, проблемная лекция, обзорная лекция.

Традиционная информационная лекция включает последовательное объяснение учебного содержания, которое педагогически адаптировано для конкретной аудитории и учитывает существующий уровень подготовки студентов.

В соответствии с идеей преемственности в обучении, во вступительной части лекции преподаватель может восстановить смысл ранее изученного, воспроизвести то, на чем остановились в прошлый раз.

Интересно
Он формулирует тему, цель предстоящей лекции, ее значение для данного курса, при необходимости знакомит студентов с планом. Если это лекция первая, вводная преподаватель может указать учебные дисциплины, с опорой на которые будет происходить обучение.

Преподаватель получает обратную связь с аудиторией, приобретает возможность увидеть трудности понимания и скорректировать его. Для получения обратной связи преподаватель может сам сформулировать вопрос аудитории, или попросить аудиторию отнестись к высказанной мысли или тезису.

Организация ответов может происходить, и по желанию студентов, и по требованию преподавателей.

В некоторых случаях возможен и экспресс-опрос. Когда, не выходя к доске, назначенный студент дает короткий ответ. Здесь мы имеем ввиду не осуществление контроля, в высшем учебном заведении, на наш взгляд, «полекционный» контроль неуместен. Это сбор и анализ информации об освоении запланированного содержания.

В завершении лекции преподаватель подводит итоги, при необходимости формулирует задание к семинару. Интересный опыт заканчивать лекцию вопросом, над которым предлагается студентам подумать в промежутке до следующей встречи.

По замыслу это должно способствовать созданию связи и преемственности в освоении учебной дисциплины. В конце курса, большого раздела или темы читаются лекции обобщающего характера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)