Становление ценностей

Рассматривая в качестве неотъемлемой составляющей образовательного пространства процесс воспитания, важно представить особенности становления и корректировки системы ценностей образующегося в каждом из указанных образовательных пространств. Для процесса воспитания важное значение имеет вопрос о способах появления ценностей в качестве оснований для будущих оценок.

В свободном образовательном пространстве ценность возникает у человека как результат его мыслительной работы.

Человек сам создает ценность в качестве критерия будущих оценок. Ценности долга и жизни, семьи и здоровья, счастья и удовольствия не взялись ниоткуда, они возникли в ходе мыслительной работы на определенном этапе развития человеческого мышления.

В авторитарном образовательном пространстве формируемая ценность у образующегося возникает в ходе воспитательных воздействий и осмысленного принятия внешних ценностей в качестве собственных. Это не просто знания о том, как надо себя вести в определенных обстоятельствах и умение это делать.

Ещё недавно внешняя мысль или правило должны стать ценным для самого образующегося, основанием его решений, действий, поступков. Это могут быть и ценности организации, и профессиональные ценности, и ценности общества в котором человек живет и действует.

Интересно
В маниплуятивном образовательном пространстве формируемая ценность усваивается образующимся неосознанно и непреднамеренно, по сопричастности к действиям, в основе которых лежат ранее принятые ценности. Например, у подростка есть ценность, состоящая в том, чтобы, достичь очень высоких результатов по одному из видов спорта.

По сопричастности к этому педагог формирует ценности в проведении свободного времени, поддержания здоровья, что необходимо и для подготовки полноценного профессионала. Человек делает то, что важно для него, попутно приобщаясь к ценностям, важным для сообщества.

При манипулятивном формировании ценностей возможно использование организационных, педагогических и психологических приемов.

В естественном образовательном пространстве ценность возникает как эффект по сопричастности к процессам, с которыми сталкивается человек. Причем, ни он сам, ни кто-то извне вопросом формирования ценностей в этот момент не занимается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)