Типичные ошибки исследования процесса образования

Научно-педагогическими исследованиями высшей школы занимаются ученые-педагоги, аспиранты и докторанты педагогических специальностей, нередко с установкой на углубление понимания и совершенствование образовательного процесса к педагогическим исследованиям в высшей школе обращаются и преподаватели непедагогических дисциплин.

Интересно
Организация образовательного процесса в высшей школе, как мы отмечали выше, многие процедуры контроля результатов выносит на конец семестра и преподаватель, например, в ходе лекционной подготовки не всегда имеет возможность зафиксировать появление образовательных результатов у студентов.

Это и ряд других обстоятельств, о которых речь пойдет в дальнейшем, приводят к тому, что при наличии внешних признаков образовательного процесса (таких как присутствие преподавателя и студентов в аудитории, изложения и конспектирования, наличия кафедры, парт, доски и мела, презентации на экране) результаты возникают не всегда.

Двигаясь в ходе исследования от возникновения вопроса к проблематизации, нередко путают научные и практические проблемы.

Практические могут возникнуть в любой деятельности. Однако не каждая практическая проблема может стать научной, т.к. о многих из них давно известно и они уже кем-то решены. Для таких проблем не нужны исследования, нужно просто почитать соответствующую литературу.

Другое дело, если возник вопрос, на который попросту не было, и нет ответа в культуре, вот тогда и возникает научная проблема, и именно для этого проводится анализ научной литературы по теме исследования.

Важную роль в исследовании выполняет гипотеза, которая являет собой предположение, предполагаемое знание, призванное в случае подтверждения «закрыть» собой область неизвестного, не-знания или проблемы.

При этом гипотеза как фрагмент текста нередко формулируется в конце работы в соответствии с полученными выводами, и, по сути, гипотезой не является.

Достаточно сложно найти в педагогических исследованиях неподтвержденную или опровергнутую гипотезу. И это редуцирует сам смысл этапа выдвижения гипотезы, он становится формальным и не выдерживает никакой критики.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)