Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи

В процессе формирования звуковой стороны речи воспитатели используют разнообразные средства: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют усвоению всех разделов звуковой культуры речи.

Ведущее место занимают игры. С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Прежде всего используют игры со звукоподражанием. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи.

Поэтому сначала звуки предлагаются в изолированном виде:

  • «у-у-у» — гудит поезд;
  • «и-и-и» — кричит жеребенок) или в простых сочетаниях с твердыми согласными («тик-так» — тикают часы;
  • «тук-тук» — стучит молоток; «га-га» — кричит гусь).

Показывая образец произношения, воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласный звук. В дальнейшем в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), а также «л» и «р». Игры со звукоподражанием должны систематически повторяться, пока воспитатель не добьется ясного произношения звуков.

Воспитанию звуковой культуры также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи. Например, для того чтобы научить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т.д.).

Для закрепления произношения звуков в средней группе можно предложить игру «Телефон»: дети садятся на стулья в ряд, воспитатель тихо говорит первому сидящему слова, в которых есть нужный звук, и тот передает их соседу и т.д.; тот, кто исказит слово, садится в конец ряда. В детских садах широко используются подвижные и хороводные игры. Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков. Вот несколько примеров таких игр.

Игра « Жуки ». Дети встают в круг. За кругом остаются б – 7 ребят. Среди них все, кто недостаточно отчетливо произносит звук «ж». Это – «жуки». «Круг – это большая комната с окнами, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна не закрыли. В комнату залетели жуки (дети расцепляют руки), весело зажужжали: «ж-ж-ж-ж». Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки испугались, зажужжали громко, потом тихо. Мы не будем держать жуков в комнате. Пусть они летят» (В.В. Гербова).

Игра «Пузырь ». Дети стоят кругом, наклонив головы вниз, имитируя надутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь» лопается, воздух выходит, дети не спеша идут к центру круга, произнося звук «ф».

Начиная с младшей группы используются игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности.

Тексты для инсценировок подбираются с учетом следующих моментов:

  • слово, содержащее нужный звук, должно стоять в начале или в конце фразы;
  • звуки, трудные для произношения, вначале следует отрабатывать в словах, состоящих из слогов (согласный + гласный), так как механизм смены артикуляционных движений у малышей еще не сформирован;
  • слово следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, а в других — мягким («М ила- мыла»);
  • герои и персонажи должны быть забавными, вежливыми, а их поступки должны быть проникнуты заботой о других.

Эти игры можно проводить с использованием фланелеграфа, игрушек или картинок. Дети, следя за ходом инсценировки, повторяют за воспитателем (индивидуально, подгруппами, всей группой) слова и фразы, насыщенные отрабатываемым звуком.

Например: «Жила-была мышка. Кто жил-был? И не просто мышка. А мышка-норушка. Серенькое брюшко. Как ее звали? У мышки был мышонок. Кто был Мышонок любил шуршать. Однажды Мышки не было дома и мышонок бегал по листьям. И шуршал, шуршал. Что делал? Сначала тихо. Вот так ш-ш-ш-ш-ш. Как? Потом громче… И совсем громко. «Что за шорох» — удивилась кошка Мурлышка. Как ее звали? И прислушалась. Что сделала Ои-ои-ои-ои, берегись, мышонок. Не слышит мышонок, шуршит.

Скажите ему: «Тише, тише, не шурши!» Услышал мышонок, притаился. Затих. Кошка Мурлышка подождала и ушла. Вот хорошо-то! (Воспитатель предлагает нескольким детям повторить последнюю фразу.) Тут и мышь вернулась. Кто вернулась? Вернулась и мышонка приласкала: «Мой шустренький, мой усатенькие». (Повторяют все вместе.) (В. В. Гербова.)

Для развития произносительной стороны речи — закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции, для развития голосового аппарата, умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса — часто используются чистоговорки и скороговорки. Они применяются также для преодоления вялости, малоподвижности артикуляционного аппарата, для развития фонематического слуха

Чистоговорки и скороговорки, как правило, небольшие по ооъему и специально построены из сложных сочетаний звуков слогов и слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки — скоро, быстро. Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном.

При работе с детьми трех-пяти лет хорошо использовать небольшие по объему и простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту («ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «му-му-му, молока кому?»; «та-та-та, хвост пушистый у кота» и т.д.).

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить более сложные чистоговорки: на дифференциацию звуков и на развитие и совершенствование речевого слуха («фа-ва, фа-ва, фа-ва- ва, во дворе растет трава»; «ца-са-ца-са, ца-са-са, на цветке сидит оса»; «жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы»).

Одни и те же чистоговорки можно использовать неоднократно с различной целью. Например, чистоговорку «лежит ежик у елки у ежа болят иголки» можно применить для закрепления звуков «ж» и «л» и в качестве тренировки голосового аппарата, когда чбенку предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, медленно.

Скороговорки используются в старших группах («У четырех черепах по четыре черепашонка»; «Шесть мышат в шалаше шуршат»; «Прохор и Пахом ехали верхом» и т.д.). Новую скороговорку воспитатель должен произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читать скороговорку нужно несколько раз, ритмично. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

После индивидуального проговаривания скороговорка произносится хором (всей группой, по I ядам. Набольшими группами). Интересно повторять ее по ролям Скороговорки можно включать в вечера досуга. Это разнообразит их содержание и активизирует детей. Для воспитания звуковой стороны речи большую ценность представляют загадки. Они не только уточняют и расширяют представления детей о предметах и явлениях, но и развивают наблюдательность, учат думать, подмечать характерные признаки предметов

Простые загадки можно предлагать детям уже на третьем году ли ши. но при этом необходимо учитывать, хорошо ли они знают те предметы, о которых идет речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки. Например, после накомства детей с уткой воспитатель может загадать загядю «По водичке плавает, громко крякает: кря-кря- кря-кря. Кто это?»

При отборе загадок, особенно когда требуется установить наличие того или иного звука в отгадке (в старшей и подготовительной к школе группах), необходимо избегать тех из них, которые могут иметь несколько ответов.

Не менее полезными для развития звуковой культуры речи пословицы и поговорки. Они используются для закрепления звуков, для развития фонематического восприятия. Так, поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» используется в качестве упражнения для дифференциации звуков «р» и «рь» в подготовительной группе. Детям предлагается сначала назвать слова, в которых есть звук «р» («раз») и звук «рь» («примерь», «отрежь»). В старшей группе в пословице «Без труда не вынешь и рыбки из пруда» детям предлагается назвать те слова, в которых есть звук «р» («труда», «рыбки», «пруда»). Пословицы и поговорки способствуют нравственному воспитанию и приучают детей к более точному выражению своих мыслей.

В качестве речевого материала для воспитания звуковой культуры речи используются также стихи и считалки. Они имеют многоцелевое назначение: способствуют закреплению звуков, применяются в качестве упражнений для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата. Заучивая на занятиях специально подобранные стихи, одновременно дети расширяют свои об окружающем.

Так, например, разучивая стихотворение «Белка». Александровой, дошкольники упражняются в четком произнесении звуков «л» и «р», а также узнают о том. чем питает: какие запасы она делает на зиму. Разучивая стихотворения о природных явлениях, дети усваивают интонационные средства выразительности. Считалки упражняют в отчетливом, громком произнесении и закрепляют, уточняют некоторые знания, полученные на других занятиях, например навыки использования порядкового счета.

При воспитании звуковой культуры речи применяются специальные методические приемы:

  1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже начиная со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них — прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. («Послушай, как я скажу: “Ворона закаркала кар-кар-кар!” А теперь ты скажи».) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие.
  2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а также других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: “У-у-у” — сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин… Танин…».
  3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием «Сказки о веселом язычке» М. Генинг и Н. Герман. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи. Скажите, дети, у вас есть язычки? (Да.) А где они находятся? (Во рту.) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот — это домик языка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите: я буду открывать и закрывать домик. Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Г убы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.

А теперь скажите, чем домик закрывается? (Домик закрывается зубами.) Правильно! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы — это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе откроем и закроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? (Едим, говорим.) Правильно! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он может быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык (Воспитатель показывает широкий язык. Затем он вызывает детей, умеющих делать язык широким.)

В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков «о», «у» губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук.

4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней — на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой.

При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагают определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания. В старшей группе можно проводить словесные упражнения-соревнования типа «Кто лучше скажет?» В соревновании участвуют две команды (по 2-3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем — наоборот.

Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно («Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки»). Дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово.

5. Рассказ-драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем. Приведем пример рассказа-драматизации «Катя на даче» для детей младшей группы.

Катя уехала с мамой к бабушке в деревню. Бабушка покормила Катю и уложила ее спать. Рано-рано утром где-то далеко запел петух: «Ку-ка-ре- ку! Вставай, Катя!» Катя проснулась, а в окно солнышко светит. Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!» Курица-наседка клохчет: «Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!» Она цыплят собирает. А цыплята бегут к ней и пищат: «Пи-пи-пи». На дорожке скачут воробьи и чирикают: «Чик-чирик! Чик-чирик! Катя, иди гулять!» Катя быстро позавтракала и выбежала во двор. За ней побежал котенок Барсик.

Вдруг откуда ни возьмись собака Жучка. Она громко залаяла на Бар- сика: «Ам, ам, ам!» Барсик испугался и жалобно замяукал: «Мяу-мяу!» Катя закричала: «Жучка, Жучка, нельзя!» Жучка сердито зарычала: «Р -р -р», и ушла в конуру. Катя погладила котенка: «Барсик, Барсик, не бойся Жучки». А Барсик замурлыкал: «Мурр, мурр, мурр». Дети, давайте вспомним, как петушок пел под Катиным окошком: сначало тихо, а потом громко. Как курочка-наседка клохтала? Кого она созывала? Как чирикали воробушки? Как рычала Жучка на Барсика? Кто взял Барсика на руки? Куда спряталась Жучка? Как замурлыкал Барсик на руках у Кати?

6. Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы». На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: «Вертись, крутись, на бочок ложись!» Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

Пособие «Звуковые часы», разработанное Г. А.Тумаковой, состоит из демонстрационных, большого размера часов для воспитателей, и индивидуальных, маленького размера — для каждого ребенка. Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым ребенком. Названия предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами («жук», «лук»), одно-два — длинными («Чебурашка», «Бурати- но»), два названия — трехсложные («машина», «курица»), а два — двусложные («рыба», «роза»).

Вот примерные задания для детей четырех лет:

  • «Произнесите названия изображенных предметов;
  • вслушайтесь, как звучат эти слова;
  • найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками;
  • отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию».

А вот задания для детей пяти лет: «Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два длинных слова; отыщите два слова: одно — короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое — длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук “е”; есть ли на ваших часах слова без звука “а”» и т.д. Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)