Способы индивидуализации объектов торгового оборота

Гражданское право охраняет исключительные права на идеальные результаты интеллектуальной деятельности.

Средства индивидуализации как таковые также являются плодом чьей-то умственной деятельности.

Однако, их главная ценность, в отличие от произведений науки, искусства, литературы, заключена не в них самих, а в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентоспособной среды путём различения, как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Кроме того, исключительное право на средства индивидуализации закрепляется не за их разработчиками (например, художниками), а за лицами, зарегистрировавшими их на своё имя.

Среди способов индивидуализации объектов торгового оборота можно выделить товарный знак, знак обслуживания и торговую марку (бренд).

Правовую основу их регулирования составляет ГК РФ. В частности, в ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).

Данные правила распространяются и на знаки обслуживания, под которыми следует понимать обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Интересно
Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться, а также запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Право на товарные знаки составляет одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности и относится к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное использование товарного знака влечёт за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

Международная охрана, то есть получение единого охранного документа в нескольких странах, возможна, например, на территории Европейского союза.

Регистрация товарного знака в соответствии с Мадридским соглашением и протоколом к нему часто ошибочно называется международной регистрацией; на самом деле регистрации проводят национальные ведомства, международной (единой) является только заявка.

Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  • при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации.

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

  • упоминание его в нерекламных целях; использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);
  • использование в личных целях;
  • другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными – представляющими собой упаковку товаров или сами товары.

Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Встречаются новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке, например, товарный знак в виде голограммы на кредитной карточке, изображение которого меняется в зависимости от угла зрения. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определённый запах может быть защищён в качестве товарного знака.

Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения».

В Российской Федерации регистрация товарных знаков и знаков обслуживания осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Каждый товарный знак (или знак обслуживания) регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (их – несколько десятков). Они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (ст. 1483 ГК РФ).

Например, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, в частности, ксерокс.

Разработка и последующая регистрация товарного знака имеет несколько чётко выделенных этапов:

  • постановка цели позиционирования товара на рынке;
  • определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы;
  • выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трёх вариантов для проведения фокус-группы;
  • постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в базах данных «Роспатента» с выявлением сходных обозначений;
  • сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией;
  • утверждение выбранного обозначения;
  • работы по комплектованию заявки на товарный знак;
  • подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака;
  • получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак;
  • юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак;
  • постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учёт в качестве нематериального актива юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Иногда в качестве способов индивидуализации объектов торгового оборота используется понятие торговой марки (бренда).

По общему правилу под торговой маркой понимается совокупность определенных свойств, ассоциаций, образов, которые позволяют товару данной торговой марки выделяться на рынке от конкурентов. А брендом товар становится тогда, когда его (в силу исключительных особенностей) начинает выделять покупатель.

Торговая марка (бренд), прошедшие государственную регистрацию являют товарными знаками (знаками обслуживания). То есть понятия торговая марка и бренд являются более общими по отношению к понятиям товарный знак и знак обслуживания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)