Способности человека, связанные с результативной активностью

Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выражение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в отношениях человека с окружением.

Иными  словами,  то, что в контексте конкретной ситуации взаимодействия превращает вызванную внешним или внутренним побуждением активность в упорядоченную деятельность. Соотвественно человек как активное, результативно действующее существо может быть охарактеризован следующими способностями.

— Формирование образа поля активности, отделение его от фона остального окружения, общее видение себя в этом поле соответствует способности людей к образному восприятию  реальности,  к эстетическому в широком смысле слова ее осмыслению.

— Практическая совместная активность в выделенном поле обусловлена способностью к взаимодействию, т. е. коллективным целенаправленным действиям со специально отобранными элементами окружения для достижения определенного результата.

— Рационализация процессов  интеракции  в  установленных границах связана со способностью человека к познанию окружения и самого себя.

— Результативному взаимодействию с окружением отвечает способность людей к организации своих связей с его элементами в динамические управляемые системы.

— Формирование устойчивых регуляторов в отношениях с окружением в процессах достижения определенных результатов отражается в способности людей к нормированию таких отношений.

— Вероятностная природа связей человека  с  окружением,  внимание к случайному, возможному, непредвиденному отражается в его способности к формированию метафизических представлений о реальности.

В процессе взаимодействия человека с окружением, при реализации определенных побуждений, достижении желаемых результатов  такого рода способности трансформируются в конкретные процедуры деятельности.

Они закрепляются в навыках, которые приобретаются и совершенствуются в повторяющихся ситу ациях при многократном воспроизведении однотипных действий. В ходе использования и совершенствования процедур происходит структурирование способностей, их развитие, что в свою очередь делает отношения с окружением более дифференцированными, организованными, подконтрольными.

В соответствии  с  названными  выше врожденными свойствами и способностями  людям,  чтобы  достигать желаемых результатов, приходится осваивать  следующие классы процедур:

  • в образной форме выделять непосредственную социальную, предметную и символическую среду как жизненное пространство взаимодействий и самореализации, выделять его значимые элементы как объекты особого внимания;
  • совершать конкретные действия в отношении этих объектов; отбирать и закреплять те действия, которые приводят к желаемым результатам;
  • выделять значимые элементы среды  как  объекты результативного взаимодействия, выбирать цели и подчинять их достижению применяемые средства и собственные действия;
  • уделять внимание устойчивым элементам окружения как тем, которые определяют границы поля приложения усилий, так и  тем, которые можно произвольно видоизменять или использовать инструментально, упорядочивать последовательность действий в повторяющихся ситуациях реализации определенных побуждений;
  • соотносить элементы собственного поля активности или собственной жизненной среды с более широким социальным, культурным,  природным контекстом,  учитывать возможность вмешательства  случайных  и  непредвиденных  факторов; предусматривать их возможные взаимные воздействия, предполагать последствия этих воздействий;
  • тренировать приобретенные навыки, пополнять и удерживать полученные знания; не давать им угасать.

Поскольку названные связи людей с окружением являются фундаментальными, а человек исходно есть социальное существо, то их проявления на уровне психической и физической активности имеют не только индивидуальную, но и общественную значимость.

Представления о социальной природе человека, способности людей к объединению в процессе совместного достижения желаемых результатов позволяет говорить о необходимости кумуляции и трансляции соответствующего опыта в общественно установленных формах. Благодаря этому он становится важным ресурсом повышения эффективности процессов социального взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)