Способности человека, связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выражение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в отношениях человека с окружением.
— Формирование образа поля активности, отделение его от фона остального окружения, общее видение себя в этом поле соответствует способности людей к образному восприятию реальности, к эстетическому в широком смысле слова ее осмыслению.
— Практическая совместная активность в выделенном поле обусловлена способностью к взаимодействию, т. е. коллективным целенаправленным действиям со специально отобранными элементами окружения для достижения определенного результата.
— Рационализация процессов интеракции в установленных границах связана со способностью человека к познанию окружения и самого себя.
— Результативному взаимодействию с окружением отвечает способность людей к организации своих связей с его элементами в динамические управляемые системы.
— Формирование устойчивых регуляторов в отношениях с окружением в процессах достижения определенных результатов отражается в способности людей к нормированию таких отношений.
— Вероятностная природа связей человека с окружением, внимание к случайному, возможному, непредвиденному отражается в его способности к формированию метафизических представлений о реальности.
В процессе взаимодействия человека с окружением, при реализации определенных побуждений, достижении желаемых результатов такого рода способности трансформируются в конкретные процедуры деятельности.
Они закрепляются в навыках, которые приобретаются и совершенствуются в повторяющихся ситу ациях при многократном воспроизведении однотипных действий. В ходе использования и совершенствования процедур происходит структурирование способностей, их развитие, что в свою очередь делает отношения с окружением более дифференцированными, организованными, подконтрольными.
В соответствии с названными выше врожденными свойствами и способностями людям, чтобы достигать желаемых результатов, приходится осваивать следующие классы процедур:
- в образной форме выделять непосредственную социальную, предметную и символическую среду как жизненное пространство взаимодействий и самореализации, выделять его значимые элементы как объекты особого внимания;
- совершать конкретные действия в отношении этих объектов; отбирать и закреплять те действия, которые приводят к желаемым результатам;
- выделять значимые элементы среды как объекты результативного взаимодействия, выбирать цели и подчинять их достижению применяемые средства и собственные действия;
- уделять внимание устойчивым элементам окружения как тем, которые определяют границы поля приложения усилий, так и тем, которые можно произвольно видоизменять или использовать инструментально, упорядочивать последовательность действий в повторяющихся ситуациях реализации определенных побуждений;
- соотносить элементы собственного поля активности или собственной жизненной среды с более широким социальным, культурным, природным контекстом, учитывать возможность вмешательства случайных и непредвиденных факторов; предусматривать их возможные взаимные воздействия, предполагать последствия этих воздействий;
- тренировать приобретенные навыки, пополнять и удерживать полученные знания; не давать им угасать.
Поскольку названные связи людей с окружением являются фундаментальными, а человек исходно есть социальное существо, то их проявления на уровне психической и физической активности имеют не только индивидуальную, но и общественную значимость.
Представления о социальной природе человека, способности людей к объединению в процессе совместного достижения желаемых результатов позволяет говорить о необходимости кумуляции и трансляции соответствующего опыта в общественно установленных формах. Благодаря этому он становится важным ресурсом повышения эффективности процессов социального взаимодействия.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу