Сущность и значение научного познания
Научное познание – это вид человеческой деятельности. Результатом научного познания является новое научное знание. Научное познание осуществляется через познавательную деятельность человека.
Важно понимать, что наука – это не просто система знаний. Это деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Образное определение деятельностного аспекта науки дает А.И. Ракитов:
Научная деятельность генерирует знание, точнее – особый тип знания, именуемый научным знанием. Благодаря ей, наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой происходит порождение знания, его созидание, производство. В науке следует видеть особую отрасль духовного производства – производство научного знания.
Для осмысления сущности науки как деятельности, отметим, что структура любой деятельности включает в себя цель, средства и результат. В научном исследовании его собственной целью является получение новых знаний, что решается с помощью специальных средств самой науки.
К этим средствам относятся гипотеза исследования, моделирование, методы исследования. Научное исследование порождает научное знание как его результат и способ изменения практики к лучшему. Эти научные знания становятся теоретическим средством, дополняющим систему материально-технических и языковых средств познания. Это способствует постановке новых проблем и порождению нового цикла научной и практической деятельности.
Система – целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие. Минимальный набор характеристик системы: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе.
Принципиально важной характеристикой науки является ее связь с практикой. Рассмотрим взаимосвязь науки и практики в сфере педагогики. Содержательный анализ связи науки и практики был бы невозможен, если бы педагогическая практика рассматривалась как деятельность, а педагогическая наука – как система знаний. Нужен некий «общий знаменатель», который позволил бы сопоставить эти два объекта по одним и тем же элементам. Им является «деятельность».
Педагогическая деятельность, понимаемая как подсистема деятельности в общем, социальном смысле, находится в одном ряду с деятельностью производственной, политической, экономической, она состоит из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения людей к участию в жизни общества.
Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:
- работа педагогов-практиков: учителя и воспитатели в непосредственном общении передают учащимся и воспитанникам культурное достояние общества, развивают их способности, содействуют становлению личности;
- административная деятельность, организующая образовательный процесс; ее осуществляют множество руководителей, организаторы образования;
- научно-исследовательская деятельность, которую выполняют работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она является частью той общественной сферы, где производится научное знание, т.е. частью науки как общественного института;
- передача результатов педагогической науки практике (сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, всех, кто оказывает учителям методическую помощь).
Обозначив сущностное единство научного познания и науки, необходимо сказать, что существует специальная научная отрасль, которая специально занимается изучением факторов, закономерностей, принципов и способов научного познания – методология науки. Методология изучает теоретические вопросы научного познания, закономерности исследования как творческого процесса посредством анализа научной деятельности ученых, применяемых методов и средств, их сравнения и систематизации.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Теоретические методы исследования в педагогике
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Классификация методов исследования в педагоге и психологии
- Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу