Сущность и значение научного познания

Научное познание – это вид человеческой деятельности. Результатом научного познания является новое научное знание. Научное познание осуществляется через познавательную деятельность человека.

Именно научное познание составляет основной смысл науки. Наука определяется как особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительном мире.

Важно понимать, что наука – это не просто система знаний. Это деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Образное определение деятельностного аспекта науки дает А.И. Ракитов:

«Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое». Аналогичным образом трактуется наука в других работах: «Наука – это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают». «Наука – это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания».

Научная деятельность генерирует знание, точнее – особый тип знания, именуемый научным знанием. Благодаря ей, наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой происходит порождение знания, его созидание, производство. В науке следует видеть особую отрасль духовного производства – производство научного знания.

Для осмысления сущности науки как деятельности, отметим, что структура любой деятельности включает в себя цель, средства и результат. В научном исследовании его собственной целью является получение новых знаний, что решается с помощью специальных средств самой науки.

К этим средствам относятся гипотеза исследования, моделирование, методы исследования. Научное исследование порождает научное знание как его результат и способ изменения практики к лучшему. Эти научные знания становятся теоретическим средством, дополняющим систему материально-технических и языковых средств познания. Это способствует постановке новых проблем и порождению нового цикла научной и практической деятельности.

Интересно
Следует особо отметить, что наука принадлежит к числу явлений системных по своей природе. Это один из сложных объектов, которые в наше время не могут рассматриваться иначе, как с позиций системного подхода. В науке проявляются все признаки и свойства систем. Наука характеризуется набором признаков, которые отличают систему от любой другой совокупности элементов.

Система – целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие. Минимальный набор характеристик системы: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе.

Структура системы допускает вычленение иерархии элементов. Взаимодействуя со средой, система может выступать как элемент высшей по отношению к ней, более широкой системы. Структура этой широкой системы такова, что ее элементы по отношению к ней обладают свойствами подсистем. Системность организации науки обусловлена принципиальной и непременной системностью научного знания.

Принципиально важной характеристикой науки является ее связь с практикой. Рассмотрим взаимосвязь науки и практики в сфере педагогики. Содержательный анализ связи науки и практики был бы невозможен, если бы педагогическая практика рассматривалась как деятельность, а педагогическая наука – как система знаний. Нужен некий «общий знаменатель», который позволил бы сопоставить эти два объекта по одним и тем же элементам. Им является «деятельность».

Педагогическая деятельность, понимаемая как подсистема деятельности в общем, социальном смысле, находится в одном ряду с деятельностью производственной, политической, экономической, она состоит из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения людей к участию в жизни общества.

Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:

  • работа педагогов-практиков: учителя и воспитатели в непосредственном общении передают учащимся и воспитанникам культурное достояние общества, развивают их способности, содействуют становлению личности;
  • административная деятельность, организующая образовательный процесс; ее осуществляют множество руководителей, организаторы образования;
  • научно-исследовательская деятельность, которую выполняют работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она является частью той общественной сферы,  где производится научное знание, т.е. частью науки как общественного института;
  • передача результатов педагогической науки практике (сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, всех, кто оказывает учителям методическую помощь).

Обозначив сущностное единство научного познания и науки, необходимо сказать, что существует специальная научная отрасль, которая специально занимается изучением факторов, закономерностей, принципов и способов научного познания – методология науки. Методология изучает теоретические вопросы научного познания, закономерности исследования как творческого процесса посредством анализа научной деятельности ученых, применяемых методов и средств, их сравнения и систематизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)